3 Мая 2024

Пятница, 16:30

КТО СПАСЕТ ФРАНЦИЮ?

Николя Саркози намерен не допустить к власти Национальный фронт

Автор:

30.09.2014

Бывший президент Франции Николя Саркози заявил о намерении вернуться в большую политику. Нет никаких сомнений в том, что тем самым экс-хозяин Елисейского дворца сделал заявку на выдвижение своей кандидатуры на президентских выборах 2017 года.

Еще пару месяцев назад не только политические перспективы, но даже сама свободная жизнь Николя Саркози висела на волоске. В начале июля ему было официально предъявлено обвинение в коррупции и злоупотреблении влиянием в корыстных целях. Политика, занимавшего пост главы Франции в 2007-2012 годах, подозревали в том, что он пообещал высокопоставленному судье новую должность в Монако в обмен на информацию по поводу расследования дела о финансировании его предвыборной кампании. Речь идет о так называемом "деле мадам Бетанкур", начатом в 2013 году в связи с обвинениями в нелегальном получении средств от наследницы косметической компании L'Oreal Лилиан Бетанкур. По версии обвинения, экс-президент Франции злоупотреблял преклонным возрастом знаменитой бизнес-вумен для получения собственной финансовой выгоды. В октябре прошлого года обвинения против Саркози по этому делу были сняты из-за недостаточности доказательств. Однако последовавшее за этим "дело судьи" вновь нависло дамокловым мечом над Николя Саркози. Его положение усугублялось и тем, что в руках у следствия появились документы, свидетельствующие о незаконном финансировании штаба Саркози со стороны ливийского лидера Муамара Каддафи. Того самого, чей режим пал под ударами западных союзников, в том числе и Франции, тогдашний лидер которой - Николя Саркози сыграл столь роковую роль в судьбе свергнутого и физически уничтоженного лидера бывшей Джамахирии.

И вот теперь Саркози заявил о возвращении в большую политику. Спустя несколько дней после его громкого заявления Апелляционный суд Парижа приостановил расследование дела по обвинению бывшего президента в коррупции и злоупотреблении влиянием в корыстных целях.

Возвращение на политическую арену бывший президент объясняет исключительно благородной целью - стремлением спасти Францию, которую он "слишком любит", чтобы бросить на произвол судьбы. Первой ступенью на этом пути призвано стать намеченное на конец ноября его избрание лидером голлистской партии "Союз за народное движение" (СНД), оставшейся из-за внутренних противоречий без единоличного лидера.

По словам Саркози, он вернулся для того, чтобы предложить своим соотечественникам "достойную альтернативу" нынешнему социалистическому руководству, лидера которого - действующего президента Франции Франсуа Олланда - он называет в узком кругу не иначе как "ничтожеством" и "слабаком".

Позиции Олланда, действительно, значительно ослабли за последние месяцы.

Во втором квартале 2014 года экономика страны продемонстрировала нулевой рост. Почти 3,5 миллиона человек во Франции ищут работу. Многие недовольны своим социальным положением. Недавно Францию (и не только ее) потрясла забастовка пилотов Air France. А фермеры, протестуя против низкого уровня жизни, подожгли здание налоговой службы в Морле.

Неудачи экономической политики сказываются и на прочности политической власти. Показателем кризиса во французском руководстве стала недавняя отставка прежнего кабинета министров во главе с Мануэлем Вальсом. Последний поднял вопрос о выражении доверия вновь созданному правительству, которое сам и возглавил. Собственно, Вальс мог и не уходить в отставку, но серьезно пошатнувшиеся позиции социалистического правительства он собирается преодолеть посредством улучшения экономической конъюнктуры. А ее, по мнению премьера, невозможно изменить без применения столь непопулярной меры, как сокращение бюджетного дефицита ценой ограничения социальных программ. Поэтому Вальс и решил заручиться прежде поддержкой парламента. И Национальная  ассамблея выразила доверие новому правительству Вальса. При этом в поддержку его высказались 269 депутатов, а против - 244. Перевес, как видно, небольшой, так что говорить о предо-ставлении Вальсу карт-бланша не приходится.

Социалистический кабинет так же, как и президент Олланд, оказался лишен поддержки немалой части французского политического класса. Но интрига нынешней ситуации во Франции состоит отнюдь не в этом. Впервые в Пятой республике реальной альтернативой традиционной власти, которая периодически переходит от социалистов к правым (в лице голлистов) и наоборот, может стать ультраправая партия - Национальный фронт (НФ). 

Весьма примечательны результаты проводимых в последнее время соцопросов. Если бы во Франции сейчас прошли президентские выборы, то победу на них одержала бы как раз лидер НФ Марин Ле Пен. И это - самое очевидное проявление непопулярности действующего президента-социалиста. Те же соцопросы подтверждают, что сегодня Олландом недовольны 80% французов. Доля тех, кто недоволен председателем правительства Мануэлем Вальсом, составляет 67%. Недаром сам Вальс перед голосованием в парламенте о вотуме доверия его новому кабинету дрожащим голосом предупреждал, что ультраправые "у ворот власти".

Национальный фронт, действительно, медленно, но верно рвется к Елисейскому дворцу. В мае текущего года французские ультраправые достигли значительного успеха на выборах в Европарламент, набрав 25% голосов. На муниципальных выборах во Франции сопартийцы Марин Ле Пен также показали блестящие результаты: в систему местного самоуправления вошли более 1,5 тысячи представителей НФ.

В контексте текущей тенденции внутриполитического противоборства во Франции возвращение Николя Саркози кажется отнюдь не случайным событием. Очевидно одно - либеральный политический и финансово-экономический класс Франции крайне не заинтересован в приходе к власти Марин Ле Пен и ее Национального фронта, который хоть и является парламентской партией, но, по сути, представляет собой антисистемную силу, откровенно стремящуюся к кардинальному пересмотру государственного управления.

Нынешнюю французскую элиту серьезно пугает, во-первых, намерение Национального фронта изменить стратегию внутренней политики. Причем коньком Ле Пен выступает вовсе не широко муссируемое в прессе отношение лидера НФ к вопросу миграции. Для понимания сути того, что стремится привнести она во французскую политику, достаточно ознакомиться с ее комментарием к решению Саркози вернуться в политику: "Французы больше не хотят, чтобы ими руководили менеджеры по связям с общественностью, они не хотят чувствовать, что ими манипулируют и продают им то, чего в реальности не существует". Иными словами, лидер НФ замахнулась на интересы закулисной французской власти и дала понять, что не только она сама, Марин Ле Пен, но и все большее  число граждан Франции намерены положить конец засилью тех, кто, искусно манипулируя общественным сознанием посредством СМИ и новейших политтехнологий, использует ресурсы страны и государственной власти для своей собственной и узкогрупповой выгоды.  

В не меньшей степени вышеозначенную элиту волнуют и внешнеполитические взгляды Ле Пен. Она призывает развалить Евросоюз как инструмент в руках политико-экономической верхушки европейских стран, тесно связанной с США и американским капиталом. С точки зрения Ле Пен, европейцам нужна Европа, которая будет преследовать свои интересы, а не жить по американской указке.

Подобные взгляды политика, популярность которого во Франции возросла до такой степени, что большинство граждан уже выражают желание отдать в ее руки высшую власть в стране, являются прямым вызовом для правящей элиты. В целях не допустить Ле Пен в Елисейский дворец в верхах французского политического класса и созрела идея дать еще один шанс пусть и скандальной, но чрезвычайно мобильной личности - экс-президенту Николя Саркози, который на фоне хронической слабости социалистов хотя бы выражает готовность спасти все более погружающуюся в кризис систему либеральной власти. Ради этого могущественные закулисные игроки даже пустили в ход все необходимые ресурсы, чтобы освободить Николя Саркози от пут возбужденных против него уголовных дел. И не случайно, говоря о своем решении вернуться в политику, сам Саркози заявил о нежелании смотреть на то,  как Франция "оказывается обречена либо на сегодняшний унизительный спектакль, либо на перспективу тотальной изоляции в случае прихода к власти партии "Национальный фронт".

Между тем главным препятствием на пути возвращения Саркози в Елисейский дворец может стать то, что многие французы больше не хотят видеть его активным игроком на политической арене страны. Согласно опросам общественного мнения, 61% респондентов не одобряют его претензий на руководство СНД, а 63% выступают против кандидатуры Саркози на президентских выборах 2017 года. При этом лишь 29% французов считают его "честным" человеком.

Как бы там ни было, "Сарко-шоу", как называют во Франции новую президентскую кампанию Саркози, уже началась. 25 сентября в городе Ламберсаре на севере страны состоялся его первый митинг после возвращения в большую политику.  Приведет ли это возвращение к тому, что впервые в истории Пятой республики экс-президент спустя какое-то время после ухода из власти вновь станет хозяином Елисейского дворца? Ближайшие годы раскроют эту тайну современной французской политики, как всегда столь непредсказуемой и значимой не только для самой Франции.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

467


Актуально