28 Апреля 2024

Воскресенье, 22:45

ЗАБЫТАЯ ВОЙНА

Геополитическое соперничество Ирана и Саудовской Аравии все более обостряется

Автор:

21.10.2014

Ситуация на Ближнем Востоке продолжает оставаться в центре внимания, и противостояние Запада с "джихадистами" из группировки "Исламское государство" - лишь одна из составляющих масштабной драмы этого региона. В некотором смысле в тени войны с ИГ оказались события в Йемене: столица страны перешла под контроль шиитских мятежников - хуситов, и мировые СМИ запестрели комментариями экспертов, что нынешний политический кризис в Йемене может привести к тяжелым последствиям для самой йеменской государственности. Искушенные эксперты напоминают, что мятежи шиитов вспыхнули здесь еще несколько лет назад, да и вообще в бедном и слаборазвитом Йемене отношения власти с местной племенной знатью складывались непросто. А кое-кто готов даже увидеть в событиях в Сане очередную редакцию "цветной революции" - с местной спецификой, конечно, но все же…

На первый взгляд шиитский мятеж в Йемене и события в Сирии имеют мало общего. Однако в реальности события на Арабском Востоке сегодня никак не укладываются многими аналитиками в "биполярные" схемы. Самая популярная из них гласит, что страны, охваченные ныне кровавой междоусобицей, представляли собой образец стабильности и предсказуемости, пока кое-какие силы не устроили здесь свои "цветные революции". 

Самое главное, что такого рода "однолинейные" схемы чаще всего оставляют за скобками многие региональные процессы, в том числе соперничество за влияние между крупнейшими государствами региона, имеющими к тому же большой "нефтяной вес", - Саудовской Аравией и Ираном. 

Как глубоко в историю уходит это соперничество, - вопрос сложный. Саудовская Аравия как самостоятельное государство появилась на карте мира только в тридцатые годы. До Первой мировой войны ее территория входила в состав Османской империи, и именно здесь Лоуренс Аравийский поднимал в тылу турецкой армии восстания арабских племен. Наследный правитель Хиджаза Абдул-Азиз аль-Сауд был в числе подписантов печально известного Севрского договора, который предписывал раздел Турции. Затем на Аравийском полуострове началась довольно жестокая межплеменная война, которая к тридцатым годам завершилась победой саудитов и провозглашением Саудовской Аравии. 

Другой вопрос - отношения арабов и персов. В Иране не забыли, что именно арабское нашествие подвело черту под историей Великой Персии, а выходцев с Аравийского полуострова иранские националисты без особого пиетета именуют "пожирателями ящериц". Со своей стороны Саудовская Аравия тоже не очень-то благожелательно настроена к шиитской ветви ислама. И самое главное, все эти исторические, этнические и конфессиональные разногласия сегодня накладываются на соперничество за влияние в регионе. А соперничество это становится все более острым. И все чаще переходит в форму вооруженных конфликтов. Известен и расклад сил. Иран в регионе опирается главным образом на шиитов и алавитов (к последним, напомним, принадлежит и правящая в Сирии династия Асадов). Саудовская Аравия рассчитывает в основном на поддержку салафитов. 

Одним из проявлений этого соперничества стала и затяжная ирано-иракская война, формальным поводом для которой послужил спор между Ираном и ОАЭ за контроль над двумя крошечными островками. А Ирак решил взять на себя роль защитника "общеарабских интересов". Об обострении "вооруженной конкуренции" между Тегераном и Эр-Риядом мир заговорил во время "кедровой революции" в Ливане. 

В нынешней гражданской войне в Сирии Саудовская Аравия без колебаний поддерживает сирийскую оппозицию, в то время как Иран оказывает поддержку Башару Асаду. 

11 октября 2011 года американские спецслужбы заявили о пре-дотвращении покушения на посла Саудовской Аравии в Вашингтоне Аделя аль-Джубейра. По версии следствия, покушение готовилось еще с весны 2011 года, причем руководило им… иранское правительство. Заговорщики, считают правоохранительные органы, собирались устроить взрыв в ресторане, который посещал посол. По некоторым данным, злоумышленники также планировали взорвать посольства Саудовской Аравии и Израиля в Вашингтоне. Вскоре в деле появился и подозреваемый - некий Мансур Арбабсиар, имеющий как иранское, так и американское гражданство. Он, по мнению следствия и собственному признанию, вместе с сообщниками за $1,5 миллиона нанял наркоторговца, который, согласно первоначальному плану, должен был похитить саудовского посла. Затем план был изменен и заговорщики решили устроить взрыв в ресторане, который посещал посол. 

Иран обвиняли также в инспирировании мятежей в Бахрейне, где местные шииты выступили против правящей ваххабитской династии, весьма близкой к саудитам.

Однако Йемен - это другое дело. С самого начала восстания шиитов в этой стране Тегеран оказывает мятежникам не только моральную поддержку. А Саудовская Аравия официально направляла войска на помощь йеменскому правительству, опасаясь, что через находящийся в ее "подбрюшье" Йемен Иран попытается подобраться к шиитской общине самого королевства. 

Здесь необходимы пояснения. Саудовскую Аравию считают одним из богатейших государств мира. Светские журналы многих стран не жалеют эпитетов, описывая роскошное убранство дворцов и личных самолетов местных шейхов, а экономисты закатывают глаза, оценивая доходы от нефти. Но далеко не все при этом осознают, что "нефтяная роскошь" Саудовской Аравии - это не "нефтяная стратегия" Норвегии. И если в скандинавском королевстве создана действенная система реинвестирования "нефтедолларов", социального "выравнивания" и т.д., то в Саудовской Аравии показная роскошь соседствует с самой настоящей нищетой. В Джидде, крупнейшем морском порту королевства, буквально в паре кварталов от роскошной набережной начинаются весьма неприглядные кварталы с узенькими пыльными улочками и грязью. А на перекрестках местных великолепных автотрасс с наступлением ночи можно увидеть стайки детишек, просящих милостыню. Причем, судя по всему, это не иммигранты. Об этом на арабской улице предпочитают не говорить вслух, но вся власть и контроль над нефтедолларами, разумеется, находятся в руках клана аль-Сауд. Остальным - и другим бедуинским кланам, и, самое главное, саудовским шиитам - остается рассчитывать на "остаточный принцип". И, учитывая закрытость местного общества, специалисты даже примерно не берутся оценить, какой взрывной материал накопился в шиитской общине королевства. Указывают аналитики и на другое: шиитов немало и в нефтеносных провинциях королевства. А нефтяная инфраструктура весьма уязвима для терактов. 

При этом попытки "поджечь" саудовских шиитов Иран предпринимает постоянно. Многие эксперты отсчитывают историю попыток Ирана "поджечь" саудовских шиитов с печально известного мятежа Джухеймана в Мекке во время хаджа в ноябре 1979 года - повстанцы, напомним, требовали провозгласить в Хиджазе "исламскую республику" по примеру Ирана. Причем события тогда не ограничились пределами священного города: в провинциях Таиф и Табук вспыхнули мятежи, перед королевским дворцом взорвалась автомобильная бомба...

31 июля 1987 года хадж ознаменовался новой трагедией с политическим подтекстом. Иранские паломники в Мекке устроили демонстрацию против Израиля и США, которая быстро переросла в массовое побоище. Как утверждали иранцы, саудовские солдаты и полицейские без предупреждения открыли огонь. По словам же представителей саудовских властей, демонстранты первыми атаковали солдат - с помощью ножей и металлических прутьев. Число погибших превысило 400 человек. Власти Саудовской Аравии пошли на беспрецедентные меры, закрыв для иранских паломников допуск в страну во время хаджа. Затем запрет был снят, но настороженности в отношениях двух стран вряд ли стало меньше. И драматические события в Йемене могут оказаться предвестником куда более масштабных потрясений.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

662


Актуально