28 Апреля 2024

Воскресенье, 08:43

ДВОЕ В МИЛАНЕ

Встречи Владимира Путина и Петра Порошенко обозначили возможность прекращения огня в Украине

Автор:

21.10.2014

Украинский кризис остается в центре внимания международной политики. Этот вопрос был одной из основных тем обсуждения в рамках состоявшегося в Милане форума "Азия - Европа" (ASEM - Asia-Europe Meeting), где ключевой интригой стала встреча между президентами России и Украины Владимиром Путиным и Петром Порошенко.

Миланским переговорам предшествовала встреча глав внешнеполитических ведомств США и России Джона Керри и Сергея Лаврова в Париже. Именно украинский вопрос, а конкретно говоря - перспективы реализации Минского соглашения от 5 сентября, предусматривающего прекращение огня на востоке Украины, был центральным на переговорах американского госсекретаря и главы МИД РФ. Судя по сдержанным заявлениям Лаврова и Керри, достичь какого-либо серьезного компромисса на переговорах им не удалось. Отношения крупнейших ядерных держав явно катятся по наклонной, в направлении все большей конфронтации, а украинский кризис, которому пока не видно конца, лишь еще круче обостряет противоречия между Вашингтоном и Москвой. Хотя российский министр подчеркнул, что встреча с Джоном Керри показалась ему полезной, следом он тут же констатировал: у американской стороны не наблюдается желания отменитьсанкции против РФ, введенные из-за украинского кризиса.

Гораздо больший эффект, в целях мирного урегулирования украинского кризиса, мог дать прямой диалог лидеров России и Украины. Владимир Путин и Петр Порошенко целых три раза встретились на полях саммита ASEM, куда съехались более 50 лидеров стран Европы и Азии.

Первое общение произошло в ходе рабочего завтрака с участием, помимо глав России и Украины, также и премьер-министра Италии Маттео Ренци, президента Франции Франсуа Олланда, германского канцлера Ангелы Меркель, британского премьера Дэвида Кэмерона, президента Евросоюза Хермана ван Ромпея и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. По итогам беседы за трапезой ее участники ограничились общими фразами о необходимости выполнения договоренностей по перемирию в Донбассе. И хотя они пытались убедить любопытствующую прессу в том, что встреча была "хорошей и позитивной", стала "важным шагом" в обсуждении ситуации в Украине, констатированный ими же факт был неумолим. А именно - существенного прорыва в вопросе прекращения огня Украине достичь так и не удалось.

Следующая встреча Путина и Порошенко состоялась в гостинице-резиденции российской делегации уже в формате "четверки": помимо лидеров России и Украины, в ней участвовали Ангела Меркель и Франсуа Олланд. Она оказалась куда более продуктивной, но отнюдь не по главному вопросу - достижения скорейшего мира в Украине. Впрочем, тема, которую обсуждала "четверка" (причем не только в ходе этой, "гостиничной" встречи, но и в рамках всего форума ASEM), чрезвычайно актуальна в преддверии европейской зимы, ибо касается поставок российского газа в ЕС через территорию Украины. Европейские лидеры выразили заинтересованность в том, чтобы Москва и Киев договорились о поставках топлива уже в ближайшее время. И, судя по всему, они могут быть довольны, поскольку по итогам переговоров российский президент дал понять, что достигнута договоренность относительно условий возобновления поставок газа в Украину "хотя бы" в зимний период. Иными словами, переговоры о финансировании украинской оплаты за газ можно считать успешно завершенными. Правда, остается лишь один непроясненный момент. Как заявил Путин, Россия рассчитывает, что Евросоюз подставит "украинским партнерам" плечо и поможет либо кредитом, либо переносом очередного транша МВФ. "Мы в долг газ больше давать не можем", - резюмировал президент РФ. А потому в ближайшее время следует ожидать сообщений о том, каким именно образом Евросоюз обеспечит гарантии закупок российского газа посредством Украины.

Судьба же самого мира в Украине зависела от встречи Путина и Порошенко один на один. Из заявлений сторон, последовавших по ее окончании, можно сделать вывод о наличии реального шанса на достижение мирного урегулирования украинского кризиса. Что само по себе уже немало, если учесть всю остроту внутриполитической ситуации в Украине и разворачиваемую вокруг нее геополитическую конфронтацию в духе времен холодной войны.

Владимир Путин оценил закон о статусе Донбасса, подписанный президентом Украины, как "шаг в правильном направлении" (хотя это, выражаясь словами российского лидера, "неидеальный закон"). Речь идет о документе, который предусматривает формирование местного самоуправления в "некоторых районах Донецкой и Луганской областей" в течение трех лет "с учетом особенностей". В частности, предполагается значительное расширение прав местного самоуправления в этом регионе.

Между тем о непризнании закона уже заявили представители так называемых "народных республик" Донецка и Луганска, настаивающие на том, что упомянутые в акте Петра Порошенко территории не являются частью Украины. Обращает на себя внимание, что в ходе миланских переговоров президент России несколько раз назвал украинские территории, контролируемые пророссийскими ополченцами, Новороссией. В сущности, это жест моральной и политической поддержки "ДНР" и "ЛНР" со стороны Кремля. В практическом же смысле Россию вполне устроило бы предоставление Донецкой и Луганской областям статуса автономий в составе Украины. И, похоже, Путин на переговорах с Порошенко добивается именно того, чтобы Киев пошел на прямой диалог с сепаратистами. Украинские власти, однако, настаивают на том, что исходными пунктами урегулирования должны стать прекращение военной помощи Москвы ополченцам, отзыв российских добровольцев, выступающих на стороне сепаратистских сил. Кроме того, в перечень требований Киева входят полное прекращение боевых действий со стороны сепаратистов и мониторинг российско-украинской границы европейскими наблюдателями. Как видно, в позиции Киева нет и намека на продвигаемую Москвой идею вовлечения в переговорный процесс "ДНР" и "ЛНР", а следовательно, фактического признания правосубъектности этих самопровозглашенных образований.

Несмотря на сохраняющиеся кардинальные различия в подходах Москвы и Киева, удалось, тем не менее, нащупать точки соприкосновения в вопросе самого механизма достижения прекращения огня. Речь идет о возможности создания линии разграничения между воюющими сторонами. Одной из преград на этом пути является то, что в населенных пунктах, которые, согласно Минским договоренностям, отходят под контроль Киева, продолжают оставаться члены семей ополченцев Донбасса. Именно на этот пункт особо "напирал" Путин, добиваясь согласования вопроса о линии разграничения. Одним из очевидных достижений миланских переговоров явилась как раз договоренность о контроле за линией разграничения при помощи беспилотников. В отслеживании ситуации будут участвовать Россия, Франция и Италия. Не исключено, что уже в ближайшие дни представители заинтересованных стран обсудят в Вене технические вопросы, связанные с контролем на линии разграничения.

Таким образом, надежда на то, что миланская встреча президентов Путина и Порошенко позволит Москве и Киеву сблизить свои позиции в вопросе достижения всеобъемлющего мира в Украине, полного и бесповоротного прекращения огня между украинскими силовиками и пророссийскими ополченцами, сбылась лишь частично. В известном смысле это и неудивительно, поскольку за российско-украинским разладом проглядывается куда более масштабный конфликт - между Россией и Западом. Проявлением этого конфликта являются нарастающие санкции Запада в отношении России. И хотя в рамках саммита ASEM о них ничего не говорилось, ясно, что задача снятия санкций - одна из принципиально значимых для российской дипломатии на данный момент. Равно как и для Запада сохранение старых и введение новых экономических санкций остается практически единственным инструментом давления на Москву.

Ключевым противоречием в подходах России, с одной стороны, и США и Евросоюза - с другой к вопросу будущего Украины остается всячески поощряемый Западом геополитический выбор официального Киева, сделавшего ставку на интеграцию в евроатлантические структуры. Последнее не устраивает как Москву, так и ту часть украинского общества, которая тяготеет к России и продвигаемой ею евразийской интеграции.

Украина - не единственное яблоко раздора в американо-российских отношениях. Однако ясно, что именно развитие этого кризиса, влияющего на геополитический расклад на всем постсоветском пространстве, будет оставаться, по крайней мере в обозримом будущем, ключевой площадкой противоборства между США и Россией. Хотя бы потому, что для России это последний, судьбоносный рубеж защиты своих великодержавных интересов у собственных границ, а шире - во всей зоне своего традиционного влияния.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

446


Актуально