27 Апреля 2024

Суббота, 17:32

КАМЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Cкульптор Гусейн Хагверди мечтает поэкспериментировать с камнем марсианской породы

Автор:

16.12.2014

За­слу­жен­ный ху­дож­ник Азер­бай­джа­на Гу­сейн Ха­г­вер­ди зна­ет, как из обыч­но­го кам­ня со­здать на­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, на­де­лить его ду­шой. До­ста­точ­но лишь вдох­нуть в не­го жизнь и дать ха­рак­тер. Ху­дож­ник ра­бо­та­ет с раз­лич­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми и в раз­лич­ных жа­н­рах, вклю­чая скульп­ту­ру, жи­во­пись, ри­су­нок и мо­ну­мен­таль­ное ис­кус­ство, тя­го­тея к круп­ным фор­мам. Он яв­ля­ет­ся ав­то­ром ста­туи Де­вы Ма­рии, ус­та­нов­лен­ной на Ба­кин­ском ка­то­ли­че­с­ком со­бо­ре, и мо­за­ич­ной па­не­ли с эпи­че­с­ким сю­же­том на Сан­га­чаль­ском тер­ми­на­ле.

- Рас­ска­жи­те, с че­го все на­чи­на­лось?

- Я вы­рос в се­мье ху­дож­ни­ка Га­са­на Ах­вер­ди­е­ва. Мы жи­ли в До­ме ху­дож­ни­ков на про­с­пек­те Стро­и­те­лей. На пер­вом эта­же это­го до­ма рас­по­ла­га­лись ма­с­тер­ские, и мы, чет­ве­ро де­тей, - я, мой брат Уд­жал и се­с­т­ры Са­и­да и Аи­да - рос­ли в твор­че­с­кой ат­мо­сфе­ре. Я лю­бил ри­со­вать и ле­пить раз­лич­ные фи­гур­ки из пла­с­ти­ли­на. По­мню, в дет­стве в од­ном из аме­ри­кан­ских жур­на­лов, слу­чай­но по­пав­ших нам в ру­ки, мы с дру­гом уви­де­ли не­ве­ро­ят­ные мо­де­ли ма­шин. Ре­ши­ли сле­пить из пла­с­ти­ли­на точ­но та­кие же. Ле­пи­ли дол­го и скру­пу­лез­но, учи­ты­вая каж­дую де­таль. Это бы­ли не про­сто ста­тич­ные фи­гур­ки: две­ри и ба­гаж­ник у на­ших пла­с­ти­ли­но­вых ма­ши­нок от­кры­ва­лись, а в са­ло­не име­лись руль и крес­ла. По­том мы за­ду­ма­ли вы­ле­пить из пла­с­ти­ли­на кон­ную ар­мию - на­по­ле­о­нов­скую и су­во­ров­скую. В каж­дой ар­мии бы­ло око­ло 20 всад­ни­ков. Мы дни на­про­лет ле­пи­ли, при­ду­мы­ва­ли, пе­ре­де­лы­ва­ли. В дет­стве я хо­тел стать муль­ти­пли­ка­то­ром или ре­жис­се­ром. Лет в 12 с бра­том и дру­зь­я­ми сни­ма­ли на лю­би­тель­скую ка­ме­ру до­маш­ние мульт­филь­мы с пла­с­ти­ли­но­вы­ми и ри­со­ван­ны­ми ге­ро­я­ми. По окон­ча­нии шко­лы я по­сту­пил в Азер­бай­джан­ское го­су­дар­ствен­ное ху­до­же­с­т­вен­ное учи­ли­ще име­ни Ази­ма Азим­за­де на фа­куль­тет скульп­ту­ры, а за­тем про­учил­ся еще пять лет в Ле­нингpад­ском выс­шем ху­до­же­с­т­вен­ном про­мыш­лен­ном учи­ли­ще им. В.И.Му­хи­ной на фа­куль­те­те ар­хи­тек­тур­но-де­ко­ра­тив­ной пла­с­ти­ки.

- Как со­зда­ют­ся ва­ши скульп­ту­ры? Оп­ре­де­ли­те ме­с­то скульп­ту­ры в со­вре­мен­ном ис­кус­стве.

- Кон­цеп­ту­аль­ное, ин­тел­лек­ту­аль­ное ис­кус­ство - это ин­те­рес­но. Но ес­ли нет тех­ни­ки, то мож­но и не су­меть ус­пеш­но до­не­сти свою идею. А скульп­ту­ра для ме­ня - это, преж­де все­го, идея в со­во­куп­но­с­ти с фор­мой. Это не­кая сти­хия, об­ласть чувств, ко­то­рая свя­за­на с фор­мой. Это оп­ре­де­лен­ный язык, очень древ­ний, он жи­вет вну­т­ри каж­до­го из нас, и каж­дый че­ло­век его по­ни­ма­ет. Как про­ис­хо­дит про­цесс рож­де­ния скульп­ту­ры? Сна­ча­ла я ри­сую в сво­ем во­об­ра­же­нии не­кий об­раз, ко­то­рый по­том и по­вто­ряю в кам­не или де­ре­ве. Я люб­лю экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и иг­рать с раз­лич­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми. Это да­ет мне даль­ней­ший тол­чок для по­сле­ду­ю­щей ра­бо­ты. В ре­зуль­та­те од­но мо­жет пе­ре­лить­ся в дру­гое. Все вза­имо­свя­за­но. Я мо­гу пе­рей­ти от кам­ня к гра­фи­ке, от гра­фи­ки к жи­во­пи­си, а по­том сно­ва вер­нуть­ся к кам­ню. Я ра­бо­таю в раз­лич­ных сти­лях и тех­ни­ках, экс­пе­ри­мен­ти­рую, не ог­ра­ни­чи­вая се­бя чем-то од­ним. Мне нра­вит­ся ра­бо­тать с кам­нем, де­ре­вом, тка­нью и МДФ.

- Но осо­бую лю­бовь вы пи­та­е­те все-та­ки к кам­ню. Не­дав­но в Му­зее со­вре­мен­но­го ис­кус­ства про­шла ва­ша пер­со­наль­ная вы­став­ка "Ка­мень". От­ку­да та­кой ин­те­рес к это­му ма­те­ри­а­лу?

- Да, ка­мень я люб­лю. Это проч­ный и дол­го­веч­ный ма­те­ри­ал с ес­те­с­т­вен­ной фак­ту­рой, раз­но­об­ра­зи­ем от­тен­ков. Осо­бен­но мне нра­вит­ся наш аб­ше­рон­ский ка­мень - пе­с­ча­ник. Для ме­ня он име­ет осо­бое сим­во­ли­че­с­кое зна­че­ние и хра­нит в се­бе ин­фор­ма­цию про­шло­го. Ка­мень - это ис­то­рия на­шей стра­ны, ее ар­хи­тек­ту­ра, сво­е­го ро­да за­стыв­шая му­зы­ка про­шло­го. На вы­став­ке я пред­ста­вил 45 скульп­тур­ных про­из­ве­де­ний, 7 из ко­то­рых - цикл из ре­ль­еф­ных плит, 9 - цикл кру­го­о­б­раз­ных скульп­тур, 11 - цикл "Ре­к­ви­ем", 8 - цикл "То­те­мы", 10 - цикл "Пор­т­ре­ты" и 7 гра­фи­че­с­ких ра­бот.

- Сре­ди ва­ших ра­бот есть и очень яр­кие, они пе­с­т­рят раз­но­цве­ть­ем. Вы оп­ти­мист по жиз­ни?

- (улы­ба­ет­ся) Ви­ди­мо, на тот мо­мент у ме­ня бы­ла та­кая вот ста­дия яр­ких вспы­шек. В жиз­ни же у ме­ня бы­ва­ют раз­ные пе­ри­оды, ко­то­рые мож­но оп­ре­де­лить цве­та­ми: от тем­ных и мрач­ных за­ту­ма­нен­ных от­тен­ков до жиз­не­ут­вер­жда­ю­щих яр­ких и свет­лых цве­тов. Все за­ви­сит от на­стро­е­ния и за­да­чи, ко­то­рую я став­лю се­бе при ра­бо­те. Люб­лю экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с цве­том и фор­мой. Ино­г­да, спу­с­тя ка­кое-то вре­мя, ре­шаю до­ба­вить но­вые штри­хи в уже го­то­вые ра­бо­ты. В ре­зуль­та­те по­лот­но об­ре­та­ет но­вое на­стро­е­ние.

- Твор­че­с­т­во ка­ких ху­дож­ни­ков по­вли­я­ло на вас?

- В пер­вую оче­редь этой мой от­ец, ко­то­рый яв­лял­ся для ме­ня при­ме­ром. Мне по­вез­ло, что я ро­дил­ся в твор­че­с­кой се­мье. Я бла­го­да­рен судь­бе, что она све­ла ме­ня с та­ки­ми азер­бай­джан­ски­ми ху­дож­ни­ка­ми, как Фу­ад Ба­ки­ха­нов, Са­нан Кур­ба­нов, и мно­ги­ми дру­ги­ми. На фор­ми­ро­ва­ние мо­е­го взгля­да в ис­кус­стве по­вли­я­ло так­же твор­че­с­т­во Пи­кас­со, Ге­н­ри Му­ра, Ван Го­га, Ар­хи­пен­ко, Ма­ле­ви­ча, Кан­дин­ско­го, Эля Ли­сиц­ко­го, Джа­ко­мет­ти, Бран­ку­зи, Ро­де­на - пе­ре­чис­лять мож­но дол­го. В на­ше вре­мя о том, что про­ис­хо­дит в ми­ре ев­ро­пей­ско­го ис­кус­ства, мы уз­на­ва­ли из ред­ких гэ­дэ­э­ров­ских жур­на­лов, слу­чай­но по­пав­ших из-за кор­до­на нам в ру­ки. Мы пре­бы­ва­ли за за­кры­ты­ми две­ря­ми, за ко­то­ры­ми бур­ли­ла жизнь: от­кры­ва­лись вы­став­ки, про­во­ди­лись раз­лич­ные фе­с­ти­ва­ли и твор­че­с­кие встре­чи. Это се­год­ня все так лег­ко и про­сто: за­шел в Ин­тер­нет, за­дал в по­ис­ко­ви­ке ин­те­ре­су­ю­щую те­му - и си­ди, смо­т­ри, чи­тай, из­учай. 

- Вы пе­ре­про­бо­ва­ли прак­ти­че­с­ки все ма­те­ри­а­лы. Из че­го бы еще с удо­воль­ст­ви­ем из­ва­я­ли скульп­ту­ру?

- (сме­ет­ся) Из кам­ня мар­си­ан­ской по­ро­ды. Со все­ми зем­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми для твор­че­с­т­ва я уже по­экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал. Я ду­маю, не су­ще­с­т­ву­ет слож­ных ма­те­ри­а­лов. Из все­го мож­но сде­лать про­из­ве­де­ние ис­кус­ства. Бы­ли бы же­ла­ние, та­лант, ну и, ко­неч­но, тех­ни­че­с­кие воз­мож­но­с­ти. Увы, с по­след­ни­ми у нас "на­пря­жен­ка". По­мню, мы ра­бо­та­ли над со­зда­ни­ем фон­та­на из не­ржа­ве­ю­щей ста­ли на Ба­и­ло­во. Сколь­ко сил и вре­ме­ни бы­ло по­тра­че­но на это! Мы ра­бо­та­ли са­мы­ми при­ми­тив­ны­ми ме­то­да­ми, в то вре­мя как в ми­ре уже дав­но ис­поль­зу­ют вы­со­кие тех­но­ло­гии, по­зво­ля­ю­щие ра­бо­тать бы­с­т­ро и про­дук­тив­но. Пред­ставь­те се­бе - ты фан­та­зи­ру­ешь на ли­с­те бу­ма­ги, как бу­дет вы­гля­деть го­род­ская скульп­ту­ра, а при ра­бо­те стал­ки­ва­ешь­ся с мас­сой проб­лем. По­это­му нам не­об­хо­ди­мы тех­ни­че­с­кая ба­за, так на­зы­ва­е­мые "ворк­шо­пы", ра­бо­чие ма­с­тер­ские, где ху­дож­ник мог бы пре­тво­рить жизнь все свои идеи и за­да­чи.

- Как, по-ва­ше­му, у нас есть та­лан­т­ли­вые мо­ло­дые скульп­то­ры и ху­дож­ни­ки?

- У нас очень мно­го та­лан­т­ли­вых ре­бят, и са­мое глав­ное - сей­час для них со­зда­ет­ся в Азер­бай­джа­не хо­ро­шая твор­че­с­кая сре­да. Та­кая под­держ­ка мо­ло­дых та­лан­тов про­сто не­об­хо­ди­ма. Ведь та­лан­т­ли­вая мо­ло­дежь - это бу­ду­щее на­шей стра­ны.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

571


Актуально