28 Апреля 2024

Воскресенье, 11:35

ТУРЕЦКИЙ ПОТОК

Сумеет ли Анкара воспользоваться своим опытом применения "многовекторной политики"?

Автор:

16.12.2014

К концу года геополитическое противостояние России и Запада, или, вернее сказать, России и США, становится все интенсивнее и бескомпромисснее. И если весь год основной площадкой для этой масштабной игры была Украина, а осенью акценты сместились в Азию, то в декабре появился "турецкий фактор". В ходе визита президента России Владимира Путина в Турцию стало известно о закрытии проекта "Южный поток" и заключении российско-турецких энергетических договоров как по строительству АЭС, так и нового газопровода. Новая труба с российской территории вместе с проектами TANAP и TAP превратит Турцию в ключевое звено энергетической безопасности Европы со всеми вытекающими из этого геополитическими преимуществами. По словам российской стороны, первую нитку газопровода могут построить через два-три года. Президент Турции Реджеп Тайиб Эрдоган уже предлагает назвать ее "Турецкий поток".

Пока взаимопонимание, но еще не взаимодействие Москвы и Анкары заставило сосредоточиться как союзников этих стран, так и их противников. Турции напомнили, что она вообще-то член НАТО и кандидат в членство ЕС. Генсек НАТО Йенс Столтенберг прозрачно намекнул, что хотел бы присоединения к санкциям против России как можно большего количества стран. Анкару также навестили глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, два еврокомиссара - по европейской политике и политике добрососедства Йоханнес Хан, а также по гуманитарной помощи и управлению кризисами Христос Стилианидис и британский премьер Дэвид Кэмерон. Внимание турецких СМИ также привлекла резолюция №758 Палаты представителей США, призывающая администрацию Барака Обамы продолжить курс санкций против России, которая была оценена чуть ли не как начало "новой холодной войны". Особо отмечалось, что США в документе, по сути, предлагают своим партнерам определиться в предпочтениях и интересах.

Однако визит Кэмерона в Турцию не имел такого же резонанса, как визит Путина. Это вовсе не значит, что Анкара сменила направление своей внешней политики, - скорее наоборот, она стала еще более разнонаправленной. Как заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, Анкара не стоит перед выбором между Россией и ЕС, а действует исходя из собственных интересов. Куда, кстати, входит не только желание обладать ключами от трубопроводов в Европу, но и желание увеличить экспорт своей сельхозпродукции, а также стремление летом будущего года не лишиться солидного дохода от российских туристов. На другой чаше весов лежит долгожданная возможность стать частью Европейского союза. Еврочиновники заговорили о возможном возобновлении переговоров о членстве Турции в ЕС в январе 2015 года под председательством Латвии. Брюссель уже очень долго держит Анкару в подвешенном состоянии, выдвигая требование за требованием, но на самом деле главная причина заключается в той боязни, которую "старушка Европа" испытывает перед лицом молодой, амбициозной, да еще и к тому же мусульманской Турции. Помимо этого ЕС находится в состоянии финансового и системного кризисов и вряд ли в ближайшем будущем будет готов к расширению за счет Анкары, тем более не решив вопроса о присоединении Сербии и возможном отсоединении Великобритании. Но евродесант в Анкару, конечно, сам по себе говорит об очень многом и может рассматриваться в ключе "пряничной дипломатии".

Вопрос в том, будет ли кнут? По мнению ряда экспертов, не исключено, что стороны, не заинтересованные в любых формах союза между Россией и Турцией, будут давить на слабые места их взаимоотношений - разные точки зрения по сирийскому, а также кипрскому и украинскому вопросам. Так что, к сожалению, можно ожидать обострения по всем этим направлениям. Вместе с тем Турция слишком близко находится к фронту борьбы с "ИГ", а ситуация с беженцами на сирийской границе по-прежнему вызывает серьезные опасения. И не зря ЕС пообещал выделить 70 млн. евро на содержание 1,9 млн. беженцев, а Кэмерон во время своего визита сделал особый акцент на координацию усилий борьбы с "ИГ". 

Возвращаясь же к энергетике, как сообщает агентство Bloom-berg, ЕС задумался о покупке израильского природного газа с оффшорных месторождений. В складывающихся обстоятельствах это весьма примечательное заявление, поскольку месторождение, о котором идет речь, является спорным. По разным оценкам заинтересованными сторонами там выступают также Ливан, Палестинская автономия, Республика Кипр и не признанная международным сообществом Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК). Одного такого перечисления уже достаточно, чтобы отказаться от любых инвестиций. Кроме того, Израиль и Кипр фактически не имеют газотранспортной инфраструктуры. Среди возможных альтернатив даже говорится о поставках газа в Египет, где есть заводы по сжижению газа в Александрии, или же о строительстве подобных заводов на Кипре. Но для того, чтобы все это стало реальностью, необходимо урегулировать множество вопросов, в том числе политического и военного характера, что вряд ли возможно в ближайшем будущем. Слабым местом поставок газа из Средиземноморья всегда будет безопасность, ведь вся эта зона буквально пропитана территориальными, конфессиональными и идеологическими конфликтами.

Возможно, именно поэтому Болгария еще раз предложила свою территорию для строительства трубопровода из России. По словам премьер-министра республики Бойко Борисова, если "энергетический хаб" (на деньги ЕС) будет сооружен в Варне, оттуда газ сможет распределяться (под контролем ЕС) в другие страны. Пока непонятно, говорит ли предложение Борисова о сожалении Брюсселя или только самой Софии. По крайней мере некоторые западные СМИ пишут, что Москва со своим отказом от "Южного потока" явно блефует. На самом деле эта вероятность тоже не исключена, потому что Кремль идет Анкаре на большие уступки. Для России сотрудничество с Турцией - это только один из вариантов. Москва, зажатая санкциями и стремительно падающим рублем, активно ищет выход из ситуации. Так, Путин, который недавно заключил "гигантское газовое соглашение" с Китаем, остановил "Южный поток" с помощью обещания создать "Турецкий поток", сразу же после этого отправился с государственным визитом в Индию, где был подписан крупный контракт по поставкам нефти. То, что в самой России преподносится как рождение нового "евразийского союза", может быть просто отчаянными попытками Москвы найти выход из создавшейся ситуации. 

Но ведь и ЕС опасается того момента, когда у распределительного газового рычага встанет такая страна, как Турция, на которую нельзя надавить в рамках Евросоюза.

По сути, сейчас Брюссель оказался в странном положении. Европа всегда выражала недовольство тем, что Москва использует энергетику во внешнеполитических целях. Теперь же возможность такого влияния на ЕС может получить и Анкара. Противостояние Запада и России активно меняет статус-кво международных отношений, в результате чего у таких стран, как Турция, имеющих опыт применения многовекторной политики, умеющих отстаивать свои интересы и когда нужно не боящихся рисковать, появляется неплохой шанс упрочить свое положение на мировой арене.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

535


Актуально