1 Мая 2024

Среда, 10:57

КОМУ ЦЕЛЛУЛОИД, А КОМУ КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Режиссер Ильгар Сафат: "Сегодня молодежь мало что знает о кино, но уже всё знает о кинофестивалях"

Автор:

26.01.2015

Твор­че­с­кий путь ре­жис­се­ра Иль­га­ра Са­фа­та на­чи­нал­ся с до­ку­мен­таль­но­го ки­но. Его лен­ты "Кор­ни не­ба", "Внук го­ры", "На злач­ных па­жи­тях", "Дух, жи­ву­щий в кам­не" бы­ли пред­став­ле­ны в раз­лич­ных го­ро­дах ми­ра и от­ме­че­ны при­за­ми на мно­гих меж­ду­на­род­ных ки­но­фе­с­ти­ва­лях. Ко­г­да Иль­гар Са­фат ре­шил пе­ре­клю­чить­ся на ху­до­же­с­т­вен­ное ки­но и взял­ся за сце­на­рий и съем­ки филь­ма "Уча­с­ток", он да­же не пред­по­ла­гал, что впос­лед­ствии его ра­бо­та бу­дет пред­став­ле­на на со­ис­ка­ние пре­мии "Ос­кар" и по­лу­чит ряд меж­ду­на­род­ных при­зов, вклю­чая HollywoodYoungArtistAwards и CaliforniaGoldenAwards. О том, с че­го все на­чи­на­лось, о пер­спек­ти­вах и бу­ду­щем азер­бай­джан­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, а так­же мно­гом дру­гом ре­жис­сер Иль­гар САФАТ рас­ска­зал жур­на­лу R+.

- Иль­гар, ва­ше дет­ство при­шлось на со­вет­ский пе­ри­од, ко­г­да боль­шин­ство ре­бят меч­та­ли стать ко­с­мо­на­вта­ми или фут­бо­ли­с­та­ми. Ин­те­рес­но, кем хо­те­ли стать вы?

- Мне нра­ви­лось чи­тать кни­ги о при­клю­че­ни­ях и пу­те­ше­с­т­ви­ях в даль­ние стра­ны. Я меч­тал стать пи­са­те­лем. Еще в шко­ле я на­чал пи­сать ро­ма­ны, ко­рот­кие ис­то­рии, ув­ле­кал­ся фо­то­гра­фи­ей, на 8-мил­ли­ме­т­ро­вую ка­ме­ру сни­мал лю­би­тель­ские филь­мы, по­том ув­лек­ся му­зы­кой, ав­тор­ской пес­ней, по­эзи­ей. Еще обо­жал ки­но. Бе­гал в со­сед­ний ки­но­те­атр, что­бы по­смо­т­реть оче­ред­ной фильм. Лет в пят­над­цать ме­ня так ув­лек ки­не­ма­то­граф, что я на­чал чи­тать спе­ци­аль­ную ли­те­ра­ту­ру об ис­то­рии ки­но и раз­лич­ные ста­тьи ки­но­кри­ти­ков. Стал смо­т­реть се­рь­ез­ное ки­но: клас­си­ку - лен­ты ре­жис­се­ров Фе­де­ри­ко Фел­ли­ни, Лу­ки­но Ви­с­кон­ти, Вит­то­рио де Си­ка, ко­то­рые ка­за­лись мо­им ро­вес­ни­кам слиш­ком ста­ро­мод­ны­ми. В 16 лет я уже сде­лал свой вы­бор в пла­не про­фес­сии и чет­ко знал, что ста­ну ре­жис­се­ром.

- А по­че­му не ак­те­ром? Не­уже­ли не хо­те­лось сла­вы, из­ве­ст­но­с­ти и ар­мии по­клон­ниц?

- Ни­ко­г­да не бы­ло же­ла­ния стать ак­те­ром. Хо­тя мне не­сколь­ко раз при­хо­ди­лось вы­сту­пать в ро­ли ак­те­ра: снял­ся в дип­лом­ной ра­бо­те мо­е­го дру­га Фу­а­да Ша­ба­но­ва и в филь­мах мо­с­ков­ских то­ва­ри­щей. Но для ме­ня это бы­ла про­сто за­ба­ва, сво­е­го ро­да экс­пе­ри­мент, ни­че­го се­рь­ез­но­го. Я мно­го раз от­ка­зы­вал­ся от пред­ло­же­ний снять­ся в ки­но, но преж­де все­го из-за ма­те­ри­а­ла - ес­ли бу­дут хо­ро­ший сце­на­рий и ре­жис­сер, то по­че­му бы и нет?

- А се­рь­ез­ной для вас все­г­да бы­ла ре­жис­су­ра…

- Вер­но. Но до на­ме­чен­ной це­ли мне при­шлось ид­ти мно­го лет. Так уж по­лу­чи­лось, что пос­ле шко­лы по­сту­пил в Мо­с­ков­ский хи­ми­ко-тех­но­ло­ги­че­с­кий ин­сти­тут и, не про­учив­шись в нем да­же го­да, ушел из ин­сти­ту­та. За­пи­сал­ся в те­а­т­раль­ную сту­дию в Мос­к­ве и стал по­се­щать про­смо­т­ры клас­си­че­с­ких филь­мов во ВГИКе. Это был 1988 год. Вер­нув­шись в Ба­ку, ус­т­ро­ил­ся на ки­но­сту­дию "Азер­бай­джан­фильм". Спу­с­тя два го­да на­сту­пи­ли слож­ные для на­шей стра­ны вре­ме­на: Со­вет­ский Со­юз стал раз­ва­ли­вать­ся, а вме­с­те с ним раз­ва­ли­лась и ки­но­сту­дия, и мне при­шлось на дол­гие го­ды за­быть о лю­би­мом де­ле. Я ре­шил про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние и по­сту­пил на фи­ло­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет Азер­бай­джан­ско­го пе­да­го­ги­че­с­ко­го ин­сти­ту­та. А че­рез де­сять лет - в 2000 го­ду от­пра­вил­ся в Мос­к­ву, что­бы стать сту­ден­том Выс­ших ре­жис­сер­ских кур­сов. Мо­им пре­по­да­ва­те­лем был один из са­мых име­ни­тых рос­сий­ских ре­жис­се­ров Вла­ди­мир Хо­ти­нен­ко. Спу­с­тя два го­да я уе­хал в Ха­ба­ровск по при­гла­ше­нию Даль­не­во­с­точ­ной сту­дии ки­но­хро­ни­ки, где снял фильм "Кор­ни не­ба", рас­ска­зы­ва­ю­щий об удэ­гей­ском ша­ма­низ­ме.

- Вер­нув­шись на ро­ди­ну, вы сня­ли фильм "Уча­с­ток", ко­то­рый впос­лед­ствии был но­ми­ни­ро­ван на пре­мию Аме­ри­кан­ской ки­но­ака­де­мии "Ос­кар" как "луч­ший за­ру­беж­ный фильм". По-ва­ше­му, в чем се­к­рет ус­пе­ха ва­шей лен­ты?

- Это очень ис­крен­ний фильм и очень лич­ный, ду­маю, что де­ло в этом. Я пы­тал­ся рас­ска­зать ис­то­рию очень для ме­ня важ­ную, по­де­лить­ся смыс­ла­ми, в ко­то­рые ве­рю, со­здать мир, в ко­то­ром бы­ло бы од­но­вре­мен­но ув­ле­ка­тель­но и страш­но­ва­то су­ще­с­т­во­вать. "Уча­с­ток" - это пер­вый ми­с­ти­че­с­кий трил­лер в на­шем ки­но. На­сколь­ко мне из­ве­ст­но, этот жанр у нас преж­де не су­ще­с­т­во­вал. Воз­мож­но, еще и это вы­зва­ло ин­те­рес. Но я ви­дел, как зри­те­ли раз­ных стран смо­т­ре­ли эту кар­ти­ну, и ре­ак­ция все­г­да бы­ла од­на и та же, фильм был при­нят с не­из­мен­ным ин­те­ре­сом. По­пы­тал­ся, на­сколь­ко это воз­мож­но, уй­ти в мир под­со­зна­ния сво­е­го ге­роя, за­гля­нуть в его вну­т­рен­ний мир со все­ми стра­ха­ми и от­ча­я­ни­ем. Я очень люб­лю эту кар­ти­ну. В ней я по­пы­тал­ся вы­ска­зать очень важ­ные для ме­ня идеи. Еще фильм "Уча­с­ток" до­рог мне тем, что это по­след­няя на­ша совместная ра­бо­та с Ва­ги­фом Иб­ра­ги­мог­лу. В "Участ­ке" он сы­г­рал од­ну из глав­ных ро­лей, ко­то­рая ока­за­лась для не­го по­след­ней в ки­но.

- Ка­кой фильм из дет­ства ока­зал на вас осо­бое впе­чат­ле­ние?

- Это был фильм бра­ть­ев Ва­си­ль­е­вых "Ча­па­ев", ко­то­рый я в пер­вый раз по­смо­т­рел по чер­но-бе­ло­му те­ле­ви­зо­ру. Еще впе­чат­ли­ли лен­ты с Чар­ли Чап­ли­ным, Мак­сом Лин­де­ром и кар­ти­на ре­жис­се­ра Алек­сан­д­ра Дов­жен­ко "Зем­ля". Лю­бил смо­т­реть ста­рые азер­бай­джан­ские филь­мы: "Гай­на­на", "Ар­шин мал алан", "О ол­ма­сын, бу ол­сун". А в ки­но­те­а­т­ре смо­т­рел все под­ряд: де­тек­ти­вы, ис­то­ри­че­с­кие филь­мы, ме­ло­дра­мы, ужа­сы. Мне нра­вились за­во­ра­жи­ва­ю­щий эф­фект боль­шо­го эк­ра­на, это по­гру­же­ние в сон.

- Иль­гар, се­год­ня боль­шин­ство на­чи­на­ю­щих ре­жис­се­ров счи­та­ют, что учить­ся ре­мес­лу не обя­за­тель­но - до­ста­точ­но лишь то­ли­ки та­лан­та и уда­чи. А как счи­та­е­те вы?

- Да, се­год­ня очень про­сто сни­мать ки­но, и мо­ло­дым лю­дям ка­жет­ся, что для это­го ни­че­го не нуж­но, кро­ме де­нег. Ко­г­да мы на­чи­на­ли, си­ту­а­ция бы­ла иной. Мы меч­та­ли сни­мать свои филь­мы, для нас это бы­ло глав­ное, и мы ни­че­го не зна­ли о ки­но­фе­с­ти­ва­лях. Се­год­ня мо­ло­дежь ма­ло что зна­ет о ки­но, ма­ло что уме­ет, но уже всё зна­ет о ки­но­фе­с­ти­ва­лях. Для нас глав­ное был цел­лу­ло­ид (35-мил­ли­ме­т­ро­вая плен­ка из цел­лу­ло­и­да. - Авт.), те­перь же глав­ное - крас­ная до­рож­ка.

- Рас­ска­жи­те о ва­шем но­вом филь­ме "Иче­ришэ­хэр". Ко­г­да мы смо­жем уви­деть эту лен­ту?

- Фильм бу­дет го­тов к вес­не это­го го­да. Лен­та сни­ма­ет­ся по за­ка­зу Ми­ни­с­тер­ства куль­ту­ры и ту­риз­ма на ки­но­сту­дии "Азер­бай­джан­фильм" Сце­на­рий на­пи­сан мною в со­труд­ни­че­с­т­ве с Тах­ми­ной Ра­фа­эл­лой, та­лан­т­ли­вой мо­ло­дой ак­три­сой и дра­ма­тур­гом. Идея при­над­ле­жит Тах­ми­не, и она же сы­г­ра­ла в филь­ме глав­ную роль. В кар­ти­не сни­ма­лись за­ме­ча­тель­ные ар­ти­с­ты: Ме­х­ри­бан Зе­ки, Фир­до­в­си Ата­ки­ши­ев, Эль­ми­ра Ша­ба­но­ва, Му­рад Яги­за­ров, Ви­да­ди Га­са­нов, Мид­хад Ай­дын, Анар Ха­ли­лов и дру­гие. Это ис­то­рия не­со­сто­яв­шей­ся люб­ви, ко­г­да ре­аль­ность ока­зы­ва­ет­ся силь­нее чувств.

- Вы сни­ма­е­те се­рь­ез­ное ки­но. Да и в жиз­ни спо­кой­ный и сдер­жан­ный че­ло­век. Хо­те­ли бы вы по­про­бо­вать се­бя в жа­н­ре ко­ме­дии?

- Фел­ли­ни счи­тал ко­ме­ди­ан­тов бла­го­де­те­ля­ми че­ло­ве­че­с­т­ва. Это очень вы­со­кий дар - сме­шить лю­дей, ведь жизнь на­ша тра­гич­на. Мне нра­вит­ся этот жанр и, воз­мож­но, од­наж­ды я сни­му ко­ме­дию. Но, ду­маю, это бу­дет спе­ци­фи­че­с­кая ко­ме­дия с эле­мен­та­ми аб­сур­диз­ма, со сво­е­о­б­раз­ным чув­ством юмо­ра. 

- Как вы оце­ни­ва­е­те ны­неш­нее со­сто­я­ние азер­бай­джан­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа? Как, по-ва­ше­му, есть ли бу­ду­щее у со­вре­мен­но­го от­ече­с­т­вен­но­го ки­но?

- Я с оп­ти­миз­мом смо­т­рю на си­ту­а­цию в на­шем ки­но. Мне очень хо­чет­ся ве­рить в раз­ви­тие азер­бай­джан­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, по край­ней ме­ре все пред­по­сыл­ки для это­го есть. В по­след­ние го­ды по­яви­лись но­вые филь­мы, но­вые ре­жис­се­ры, ко­то­рые со­зда­ют све­жие по вос­при­ятию, ми­ро­ощу­ще­нию кар­ти­ны. Эти кар­ти­ны уча­с­т­ву­ют в меж­ду­на­род­ных фе­с­ти­ва­лях, за­во­е­вы­ва­ют при­зы, что, ко­неч­но же, ме­ня очень ра­ду­ет. По­яв­ля­ет­ся мно­го де­бют­ных ра­бот, мно­го но­вых имен, в ки­не­ма­то­гра­фе про­ис­хо­дит плав­ная сме­на по­ко­ле­ний. Но для то­го, что­бы этот про­цесс про­дви­гал­ся бо­лее ак­тив­но, нуж­но, что­бы на­ша ки­но­ин­ду­с­т­рия раз­ви­ва­лась, воз­ник ры­нок, по­яви­лась сеть ки­но­те­а­т­ров - не толь­ко в Ба­ку, но и в рай­о­нах, что­бы зри­тель мог уви­деть то, что сни­ма­ет­ся в на­шей стра­не. И, ко­неч­но, ки­но­сту­дия долж­на тех­ни­че­с­ки ос­на­щать­ся, по­то­му что тех­но­ло­гии уш­ли да­ле­ко впе­ред.

- Ка­кой фильм в по­след­ний раз смо­т­ре­ли в ки­но­те­а­т­ре?

- (за­ду­мал­ся) Я да­же не по­мню, ко­г­да это бы­ло. Ка­жет­ся, это был "Хоб­бит". Я очень люб­лю этот цикл филь­мов Пи­те­ра Джек­со­на. Бы­ло ин­те­рес­но оце­нить тех­ни­че­с­кие воз­мож­но­с­ти, по­смо­т­реть на ком­пью­тер­ные спе­цэф­фек­ты, вер­нуть­ся к лю­би­мым пер­со­на­жам. В це­лом же я люб­лю ин­тел­лек­ту­аль­ное ки­но. Мне нра­вят­ся филь­мы, в ко­то­рых об­на­жа­ют­ся че­ло­ве­че­с­кие чув­ства и в ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся осо­бый смысл. Но зре­лищ­ное, жа­н­ро­вое ки­но, ко­г­да оно та­лан­т­ли­во сня­то, мне то­же ин­те­рес­но. Ведь эк­ран для то­го и су­ще­с­т­ву­ет, что­бы по­гру­жать нас в сон и ино­г­да тем са­мым про­буж­дать в нас бо­лее глу­бо­кие уров­ни вос­при­ятия ре­аль­но­с­ти. Сон, сказ­ка, по­эзия - вот из че­го дол­жен чер­пать свою си­лу ки­не­ма­то­граф.

- Ка­кой вы на съе­моч­ной пло­щад­ке? Как вы счи­та­е­те, с ва­ми лег­ко ра­бо­тать?

- (улы­ба­ет­ся) Ник­то из ак­те­ров по­ка не жа­ло­вал­ся. У ме­ня на пло­щад­ке все­г­да мир­но и спо­кой­но. Из­на­чаль­но я пы­та­юсь со­здать до­ве­ри­тель­ную и от­кры­тую ат­мо­сфе­ру парт­нер­ства и со­труд­ни­че­с­т­ва. Ста­ра­юсь из­бав­лять­ся от кон­фликт­ных лю­дей, ко­то­рые ме­ша­ют твор­че­с­ко­му про­цес­су. К со­жа­ле­нию, та­кие лю­ди все­г­да встре­ча­ют­ся в груп­пе. Но это "бо­лезнь", ко­то­рая под­да­ет­ся ле­че­нию, ес­ли ее не за­пу­с­кать.

- Кто-то из чле­нов ва­шей се­мьи был свя­зан с ки­но или вы по­ка един­ствен­ный "ки­нош­ник"?

- До не­дав­не­го вре­ме­ни ду­мал, что толь­ко я и мой брат, про­дю­сер На­ри­ман Ма­ме­дов. По­ка не уз­нал, что моя ба­буш­ка На­деж­да Ма­ме­до­ва в 30-е го­ды про­шло­го сто­ле­тия бы­ла на­чаль­ни­ком мон­таж­но­го це­ха на ки­но­сту­дии име­ни Джа­фа­ра Джаб­бар­лы. Я на­шел ста­рую по­тер­тую фо­то­гра­фию, на ко­то­рой она за мон­таж­ным сто­лом. Ба­буш­ка яв­ля­лась ве­те­ра­ном тру­да и бы­ла на­граж­де­на ор­де­ном "Знак По­че­та". Для вру­че­ния столь вы­со­кой на­гра­ды ее при­гла­си­ли в Кремль, где она по­лу­чи­ла ор­ден из рук Ми­ха­и­ла Ка­ли­ни­на. А се­с­т­ра ба­буш­ки - Ан­на Стри­жо­ва бы­ла из­ве­ст­ным в те го­ды мон­та­же­ром. Ее имя мож­но уви­деть в ти­т­рах из­ве­ст­ных от­ече­с­т­вен­ных филь­мов, в том же "Ар­шин мал ала­не". Так что по­нят­но, от­ку­да у ме­ня та­кая страсть к ки­не­ма­то­гра­фу.

- По­ми­мо ки­но­ре­жис­су­ры вам ин­те­ре­сен так­же те­атр. Рас­ска­жи­те об этой об­ла­с­ти ва­ше­го твор­че­с­т­ва. 

- Два го­да на­зад я по­ста­вил на сце­не Рус­с­ко­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра "Гор­дость и пред­убеж­де­ние" Джейн Ос­тин. А в про­шлом го­ду - од­но­акт­ный мо­но­спек­такль "Ар­тист и его тень" с на­род­ным ар­ти­с­том Азер­бай­джа­на Му­ра­дом Яги­за­ро­вым в глав­ной ро­ли. Те­атр - моя осо­бен­ная сла­бость, я очень его люб­лю.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

626


Актуально