1 Мая 2024

Среда, 05:57

УГРОЗА СБЛИЖАЕТ

Может ли ИГИЛ стать примиряющим фактором среди исламских стран Ближнего Востока?

Автор:

26.01.2015

Ликвидация 18 января автомобильного конвоя в районе Голанских высот с сирийской стороны (рядом с городом Эль-Кунейтра) ракетами, предположительно запущенными с вертолета ВВС Израиля, наделала много шума и весьма интересно расставила акценты сил на Ближнем Востоке.  Дело в том, что среди убитых оказались пятеро видных членов ливанской организации "Хезболла", а также командир Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мухаммад Али Аллах Дади и еще несколько высокопоставленных иранских офицеров. Погибшим также значится полевой командир, 25-летний Джихад Мугние. Он сын Имада Мугние по кличке "Гиена", ответственного за многие теракты и убитого в 2008 году в Дамаске, как полагают, от рук израильских спецслужб. Три месяца назад Джихад был назначен командующим силами "Хезболлы" на Голанских высотах в Сирии. Эксперты опасаются, что произошедшее может привести к эскалации насилия в регионе, но действительно ли это так? 

Кто в этот раз был главной целью израильских воздушных ударов - "Хезболла" или иранские офицеры - остается непонятным. По некоторым данным, израильтяне сами не ожидали, что под удар попадут такие высокопоставленные военные, думали, что имеют дело с обычной группой боевиков. Как водится в таких случаях, лидеры Ирана и "Хезболлы" пообещали отомстить Израилю, в связи с чем к израильско-ливанской границе были стянуты войска, усилена охрана населенных пунктов, развернуты система "Железный купол" и артиллерия. В частности, лидер КСИР Мухаммад Али Джафари заявил, что иранцы отомстят Израилю за убийство своего командира в Сирии. "Пусть ожидают разрушительную молнию", - пообещал Джафари. В свою очередь, как сообщает ливанская газета "Ас-Сафир", источники, близкие к лидеру "Хезболлы" шейху Хасану Насралле, говорят, что ответ на израильскую атаку будет "болезненным и неожиданным", но таким, чтобы не спровоцировать новую войну. 

 

Трудный выбор шейха Насраллы

Почему же воинственная "Хезболла" стремится избежать полномасштабного вооруженного противостояния? Проблема в том, что группировка, похоже, увязла в сирийском конфликте с самой неудобной для себя стороны. Как отмечают израильские СМИ, "Хезболла" в последнее время старается установить свое влияние на Голанских высотах, недавно были обнаружены оружейные склады, принадлежащие боевикам движения. Также в Израиле есть подозрения, что движение обладает намного большим числом ракет, чем считалось ранее. По мнению Валида Суккарии, военного эксперта и депутата ливанского парламента от "Хезболлы", Насралла вместе с Сирией и Ираном создает народное ополчение на Голанских высотах, чтобы не позволить Израилю нормализовать отношения с местным населением. По словам Суккарии, Израиль даже пытается установить отношения с "Фронтом Ан-Нусра". Сам же лидер "Хезболлы", кстати, признается лишь в том, что посылает помощь и оружие группировкам, сражающимся с сирийской оппозицией, но отрицает, что на Голанских высотах в Сирии действуют боевики его организации.

Участие "Хезболлы" в сирийском конфликте вызывает противодействие в самом Ливане, опасающемся, что в ответ на действия Тель-Авива Насралла может втянуть в войну против Израиля всю страну. Раздаются голоса, что "Хезболла" больше поддерживает интересы Ирана, чем Ливана. Кстати, не стоит забывать, что, по мнению ряда наблюдателей, ливанскую армию поддерживает Эр-Рияд. Таким образом, похоже, что ливанцам достаточно угрозы со стороны Сирии, откуда на них может вылиться зараза в виде ИГИЛ. Именно поэтому с декабря 2014 года между "Хезболлой" и движением "Аль-Мустакбаль", возглавляемым Саадом Харири, сыном убитого в 2005 году ливанского президента Рафика аль-Харири, велись переговоры относительно создания всенационального фронта борьбы с радикальными исламистами. Так ИГИЛ чуть не посодействовал внутреннему примирению в Ливане. Если бы не гибель молодого Мугние…

Теперь же Насралла оказался в сложном положении. Лишь совсем недавно в интервью одному из арабских телеканалов шейх хвастался оружием, полученным из Ирана, и говорил, что если Израиль посмеет атаковать сирийские объекты, его группировка нанесет жестокий ответный удар. Теперь, похоже, наступил тот самый момент. Но тогда как раз и возникнет ситуация, когда действия "Хезболлы" могут спровоцировать новую войну между Израилем и Ливаном. Кстати, война Израиля и "Хезболлы", а также обострение из-за этого внутренних противоречий в Ливане могут значительно облегчить жизнь радикальных исламистов из ИГИЛ и значительно усложнить положение Башара Асада. 

Примечательно, что все это происходит в то время, когда США на уровне госсекретаря Джона Керри неожиданно одобрили план спецпредставителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуры по замораживанию военных действий на местах (для начала в Алеппо) и даже позитивно оценили попытки Москвы организовать переговоры между сирийскими властями и оппозицией. Многие обозреватели сочли эти высказывания Вашингтона как знак того, что Белый дом готов отступиться от требования немедленного ухода Башара Асада. 

 

Что выгодно Ирану?

Между тем, по мнению ряда наблюдателей, Ливан в войну с Израилем активно втягивает Иран. Но нужна ли эта война самому Ирану, тем более сейчас, когда близка угроза ИГИЛ со стороны соседнего Ирака и когда только завершился очередной раунд переговоров в Женеве между Тегераном и "шестеркой" международных посредников? Как  сообщается, значимых результатов сторонам достичь не удалось, хотя многие из участников сочли дискуссии полезными. Стороны продлили переговоры до конца июня, поскольку для политического соглашения необходимо также и техническое сопровождение. В свою очередь замглавы МИД ИРИ Аббас Аракчи, сообщает IRNA, увязал возможность подписания всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Ирана с доброй волей США. В самом же Вашингтоне, как стало понятно из недавнего послания Барака Обамы к народу, идет борьба между теми, кто хочет ввести новые санкции в отношении Тегерана, а, значит, поставить под угрозу переговоры, и сторонниками Обамы, который против этого. Отмечается, что переубеждать Обаму в феврале в столицу США прибудет сам премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. 

Анализируя желания и возможности Ирана, необходимо отметить два фактора, четко обозначившихся в начале года, - во-первых, договоренности между Тегераном и Москвой, во-вторых, возможное потепление отношений между Тегераном и Эр-Риядом. 

Согласно информации агентства FARS, в ходе недавнего визита в Иран министра обороны России Сергея Шойгу РФ и ИРИ подписали соглашение о расширении сотрудничества в области обороны, а также вернулись к переговорам о поставках ЗРК С-300 на общую сумму около $800 миллионов. В июне 2010 года СБ ООН принял резолюцию №1929, вводящую ограничения на поставки Ирану обычных вооружений, включая ракеты и ракетные системы, в связи с чем 22 сентября тогдашний президент России Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий передачу Ирану ЗРК С-300. Похоже, что сейчас Россия пересмотрела свое отношение к ракетной сделке, а иранцы забыли о своем былом гневе в адрес Москвы. Немаловажно и то, что, по словам министра обороны ИРИ Хосейна Дехгани, Россия и Иран договорились сотрудничать в борьбе с вмешательством внешних сил в дела региона. По словам министра, особое внимание на переговорах с Шойгу было уделено вопросам совместной борьбы с терроризмом, причинам обострения обстановки в регионе, "одной из которых является деструктивная политика США, осуществляющих вмешательство во внутренние дела других стран". "У нас общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща", - заявил С.Шойгу в Тегеране. Также глава МИД России Сергей Лавров заявил, что вступление Исламской Республики в ШОС вполне реально, если будет прогресс на переговорах по иранской ядерной программе. 

Что же касается Саудовской Аравии, с которой ИРИ не зналась со времен революции 1979 года, то Тегеран вдруг заявил о готовности к "прямым переговорам с Саудовской Аравией по спектру вопросов, охватывающих все темы, где интересы Ирана и Саудовской Аравии пересекаются". "В свете беспрецедентных человеческих и финансовых потерь, вызванных межконфессиональными конфликтами, (мы) должны остановить дальнейшее кровопролитие и вести искреннюю борьбу с экстремизмом и терроризмом, который нашел свое выражение в ИГИЛ", - заявил адмирал Али Шахмани, глава службы безопасности и советник аятоллы Али Хаменеи. 

Кстати, исходя из слов Шахмани, получается, что радикальный ИГИЛ опять невольно выступает эдаким объединяющим фактором, способным свести вместе даже давнишних врагов. Но является ли случайностью, что параллельно с миролюбивыми заявлениями Эр-Рияда и Тегерана в Йемене вдруг развивают невероятный успех и фактически совершают госпереворот шиитские боевики-хоуситы, которые всегда рассматривались как сила, подконтрольная Ирану?



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

603


Актуально