3 Мая 2024

Пятница, 13:56

ОСОБЕННОСТИ ГРУЗИНСКОЙ ПОЛИТИКИ

Чем может обернуться новое обострение внутриполитической ситуации в этой стране?

Автор:

17.03.2015

В Грузии наблюдается очередной виток обострения внутриполитической борьбы. На сей раз его спровоцировало падение курса грузинской валюты (лари), которое началось еще в конце минувшего года.

В целях обсуждения текущей экономической ситуации президент Грузии Георгий Маргвелашвили созвал на 13 марта внеочередное заседание парламента. Хотя, чуть ранее, в конце февраля, Маргвелашвили отказался созывать внеочередное заседание парламента по требованию оппозиции. Основанием стало обещание Кабинета министров представить до 5 марта план стабилизации национальной валюты. Однако этого не произошло, причем и после того, как советник президента по экономическим вопросам Георгий Абашишвили от имени главы государства вновь призвал министров к выполнению данного обещания.

И вот инициатива президента (впрочем, также навязанная ему оппозицией) провести внеочередное заседание парламента провалилась. Причина весьма банальна - отсутствие кворума, поскольку в парламент отказались явиться представители большинства из фракции "Грузинская мечта". От участия в запланированном заседании законодательного органа отказались и представители правительства - главы экономических ведомств. В итоге депутаты оппозиционного меньшинства оказались в стенах парламента в гордом одиночестве, не позволившем им, однако, "пригвоздить" власти к "доске позора".

Между тем вся эта картина лишь выдает признаки охватывающего Грузию нового правительственного кризиса, вызванного обвинениями оппозиции в адрес руководства страны в связи с "неправильной экономической политикой". Одновременно проявляются и серьезные противоречия внутри властного лагеря. О многом говорит сам факт столь явного игнорирования парламентским большинством решения президента страны о проведении внеочередного заседания парламента. Это лишь подтверждает обоснованность набирающих оборот разговоров о серьезных разногласиях между президентом Георгием Маргвелашвили и премьер-министром Ираклием Гарибашвили.

Еще один показательный пример внутривластных противоречий: глава Национального банка Грузии Георгий Кадагидзе подверг правительство критике за "игнорирование предупреждений по поводу неравномерных трат". Кабинет министров, в свою очередь, обещает, что скоро справится с валютным кризисом. Однако приведут ли к желаемому результату предпринимаемые для стабилизации курса лари меры - ускорение приватизации гособъектов, сокращение административных расходов и принятие стимулирующего бизнес-законодательства - покажет время. Однозначно лишь можно говорить о том, что правительство Гарибашвили столкнулось с серьезным испытанием, которое грозит его дальнейшему функционированию.

Реагируя на действия критиков, премьер-министр заявил, что его не интересует созыв внеочередного заседания парламента, поскольку "надо заниматься делом, а не шоу". Однако многие эксперты допускают, что парламент может поставить вопрос об отставке Гарибашвили и его кабинета. По их мнению, на это указывает и некое брожение в рядах правящей "Грузинской мечты". Цель недовольных внутри властного лагеря - возложить ответственность за ухудшение социально-экономической ситуации в стране, сопровождающееся падением рейтинга правящей силы, исключительно на премьера Гарибашвили.

Тем не менее правительство имеет все шансы выстоять, поскольку, как признают грузинские эксперты и политики, его судьба будет зависеть не столько от мнения конкретных депутатских группировок, сколько от воли фактического лидера "Грузинской мечты", миллиардера Бидзины Иванишвили. Последний, судя по всему, совершенно не настроен провалить кабинет, о чем косвенно свидетельствует и озвученное им обвинение в адрес главы Национального банка Георгия Кадагидзе "в бездействии, которое привело к падению лари".

Впрочем, в перепалке между правительством и стоящим за ним Иванишвили, с одной стороны, и главой Нацбанка - с другой, сказывается тот фактор, что последний был назначен на свою должность еще в бытность у руля страны партии "Единое национальное движение" (ЕНД), основателем которой является экс-президент Михаил Саакашвили. Примечательно следующее заявление Иванишвили: "Развивающиеся в последнее время события явно подтверждают, что мы имеем дело со спекулятивными сделками и ажиотажем, для создания которых большие усилия приложили члены "Национального движения" и их "эксперты". Денежно-кредитную политику определяет Национальный банк".

Это убедительнее всего доказывает, что лидеры "Грузинской мечты", прежде всего Бидзина Иванишвили, не заинтересованы в смене правительства, поскольку этим могут воспользоваться противники правящей силы. И хотя "Мечта" обладает достаточным количеством парламентских голосов для того, чтобы отстранить Гарибашвили от премьерской должности и поставить на его место другого "своего человека", есть основания полагать, что подобный шаг все же не будет предпринят. Так как он может обернуться расшатыванием позиций "Грузинской мечты", что совершенно неприемлемо в условиях активизации оппозиции, в частности сторонников Михаила Саакашвили.

Оппозиционное ЕНД действительно оказывает все большее давление на власти страны. По большому счету именно жесткое требование сторонников Саакашвили созвать внеочередное заседание парламента для обсуждения экономической обстановки вынудило президента Георгия Маргвелашвили предпринять неудавшийся впоследствии созыв законодателей. Активизация ЕНД связана и с тем обстоятельством, что эта партия в наибольшей степени выражает интересы Запада, главным образом США, на грузинском политическом пространстве.

Судя по всему, сторонники Саакашвили намерены встать на путь широких акций протеста. Во всяком случае ими уже объявлено о проведении 21 марта манифестации в центре Тбилиси. 

Примечательно, что в тот момент, когда ряд знаковых фигур эпохи правления Саакашвили, включая его самого, выступают в качестве главных советников украинской власти, проводников неолиберального курса в стране победившего "майдана", в самой Грузии партия экс-президента, бесспорно, опираясь на поддержку западных политических кругов, готовится дать ход "тбилисскому майдану". Это, впрочем, не отрицает прозападную ориентацию правительства "Грузинской мечты", но лишь указывает на то, что в интересах США - поддержание ЕНД в качестве реального инструмента давления на умеренных, а потому не всегда достаточно ярых грузинских евроатлантистов в лице приверженцев Бидзины Иванишвили. Этот инструмент, несомненно, окажется очень кстати и в следующем году, когда в Грузии должны будут пройти очередные парламентские выборы. В преддверии этого события нарастание внутриполитической напряженности в такой стране, как Грузия, весь постсоветский период которой характеризуется многократными переворотами и ожесточенной межпартийной борьбой, не вызывает особого удивления.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

603


Актуально