28 Апреля 2024

Воскресенье, 02:02

КОРОТКИЙ ВЕК ГЕНИЯ

За свой небольшой жизненный путь композитор Асаф Зейналлы успел стать первым во многом

Автор:

28.04.2015

Уче­ные дав­но об­на­ру­жи­ли, что чем боль­ше звез­да, тем яр­че она го­рит, но и бы­с­т­рее так­же сго­ра­ет, пе­ред ги­бе­лью вспых­нув ос­ле­пи­тель­ной "сверх­но­вой".

Аса­фа Зей­нал­лы мож­но по пра­ву на­звать "сверх­но­вой" Азер­бай­джа­на. Вир­ту­оз­ный пи­а­нист, пе­да­гог, ком­по­зи­тор и об­ще­ствен­ный де­я­тель, он про­жил все­го-то 23 го­да. Это мень­ше, чем рус­с­кий Лер­мон­тов и ан­г­ли­ча­нин Пер­си Шел­ли.

 

Ком­по­зи­тор-пер­во­про­хо­дец

Юный ге­ний Асаф ока­зал­ся ис­тин­ным пер­во­про­ход­цем - имен­но он ос­но­вал жанр азер­бай­джан­ских ро­ман­сов. Ко­рот­кая му­зы­каль­ная пье­са "Сян­сиз" Узе­и­ра Га­джи­бе­ко­ва, ко­то­рую мно­гие име­ну­ют пер­вым на­ци­о­наль­ным ро­ман­сом, на са­мом де­ле име­ла не­сколь­ко иную ди­на­ми­ку зву­ча­ния, а сам Узе­ир бек от­но­сил ее к соб­ствен­но­му обо­соб­лен­но­му жа­н­ру му­зы­каль­ной га­зе­ли. Боль­шой по­пу­ляр­но­с­тью в на­ро­де поль­зо­ва­лись ро­ман­сы Аса­фа "Ро­ди­на", "Во­прос", "Ча­д­ра", "Сей­ран".

Со­вре­мен­ни­ки (сре­ди ко­то­рых был и его учи­тель Узе­ир Га­джи­бе­ков) от­ме­ча­ли сво­бод­ный, сме­лый ум мо­ло­до­го ге­ния. Асаф про­бо­вал се­бя во мно­гом, имен­но ему при­над­ле­жит так­же роль пер­во­про­ход­ца в дет­ской му­зы­ке. Его "Дет­ская сю­и­та" да­ла на­ча­ло на­ци­о­наль­ной дет­ской му­зы­ке.

Асаф Зей­нал­лы был пер­вым и в дру­гом. В 1926 го­ду, ко­г­да ста­ра­ни­я­ми Узе­и­ра Га­джи­бе­ко­ва и во мно­гом Мус­ли­ма Ма­го­ма­е­ва-стар­ше­го от­кры­лась и за­ра­бо­та­ла Азер­бай­джан­ская го­су­дар­ствен­ная кон­сер­ва­то­рия, Зей­нал­лы ока­зал­ся од­ним из пер­вых ее уче­ни­ков и по­пал на курс имен­но к Га­джи­бе­ко­ву. 

Впро­чем, про­изо­шло это, как вы­яс­ни­лось лишь не­дав­но, бла­го­да­ря са­мо­му Га­джи­бе­ко­ву. Де­ло в том, что в кон­це 1920-х про­ис­хо­ди­ло сли­я­ние му­зы­каль­но­го тех­ни­ку­ма и но­во­соз­дан­ной кон­сер­ва­то­рии. Со­вре­мен­ный му­зы­ко­вед Шей­ла Гей­да­ро­ва об­на­ру­жи­ла, что Га­джи­бе­ков с са­мо­го на­ча­ла при­ме­тил мо­ло­до­го че­ло­ве­ка. Со­глас­но най­ден­ным ар­хив­ным ма­те­ри­а­лам, Га­джи­бе­ков вос­поль­зо­вал­ся лич­ным вли­я­ни­ем и пе­ре­вел Зей­нал­лы с фа­куль­те­та ви­о­лон­че­ли (на ко­то­ром тот учил­ся в тех­ни­ку­ме) к се­бе на ка­фе­д­ру ком­по­зи­ции. Кро­ме то­го, най­ден­ные фи­нан­со­вые цир­ку­ля­ры го­во­рят о том, что Зей­нал­лы был сре­ди не­мно­гих осо­бо пер­спек­тив­ных сту­ден­тов, пол­но­стью ос­во­бож­ден­ных от пла­ты за обу­че­ние.

Учи­тель за­став­лял Зей­нал­лы мно­го ра­бо­тать, впро­чем, уче­ник то­же ста­вил пе­ред со­бой вы­со­кую план­ку. Труд­но по­ве­рить, но к 23 го­дам на его сче­ту ока­за­лось мно­же­с­т­во скри­пич­ных и фор­те­пи­ан­ных ми­ни­а­тюр, не­сколь­ко сим­фо­ний (мно­гие из ко­то­рых, увы, не бы­ли за­кон­че­ны), а так­же не­что еще очень важ­ное. Как че­ло­век не про­сто та­лан­т­ли­вый, но в выс­шей сте­пе­ни ра­бо­то­с­по­соб­ный, Зей­нал­лы од­но­вре­мен­но пе­ре­во­дил в со­вре­мен­ные нот­ные стан­дар­ты на­род­ные пес­ни, об­щее чис­ло ко­то­рых со­ста­ви­ло око­ло пя­ти­де­ся­ти. Ко мно­гим из них он со­зда­вал под­хо­дя­щую аран­жи­ров­ку, что­бы азер­бай­джан­скую му­зы­ку смог­ли удач­но вос­про­из­ве­с­ти и за пре­де­ла­ми ре­с­пуб­ли­ки. Это долж­но бы­ло спо­соб­ство­вать ее по­пу­ля­ри­за­ции.

 

Пе­да­гог и про­све­ти­тель

Уди­ви­тель­но, но в те же го­ды уче­бы, ра­бо­ты над му­зы­кой и ака­де­ми­че­с­ких адап­та­ций на­род­но­го твор­че­с­т­ва Асаф Зей­нал­лы ус­пел про­явить се­бя так­же в ка­че­с­т­ве пе­да­го­га.

Мож­но ска­зать, что ро­дил­ся и ра­бо­тал он в удач­ное вре­мя - 20-е го­ды и на­ча­ло 30-х - это пе­ри­од ста­нов­ле­ния азер­бай­джан­ской на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры, а точ­нее его ев­ро­пей­ско­го век­то­ра. По всей ре­с­пуб­ли­ке в то вре­мя от­кры­ва­лись те­а­т­ры, тех­ни­ку­мы и ин­сти­ту­ты и чув­ство­ва­лась ог­ром­ная не­хват­ка в про­фес­си­о­наль­ных ка­д­рах. А по­то­му лю­дей та­лан­т­ли­вых охот­но при­ни­ма­ли на ру­ко­во­дя­щую ра­бо­ту, не­взи­рая на юный воз­раст и от­сут­ствие ре­га­лий. Так бы­ло с Зей­нал­лы и Джаб­бар­лы - пер­во­му бы­ло 20, а вто­ро­му 30, и вме­с­те они ру­ко­во­ди­ли Тюрк­ским ра­бо­чим те­а­т­ром. В те го­ды это бы­ла смесь ра­бо­ты не­по­сред­ствен­но над по­ста­нов­ка­ми и про­све­ти­тель­ст­ва (ак­те­ры и му­зы­кан­ты в боль­шин­стве бы­ли ра­бо­чи­ми-лю­би­те­ля­ми). Тем не ме­нее мо­ло­дые ге­нии ус­пе­ли пло­дот­вор­но по­ра­бо­тать, сре­ди мно­же­с­т­ва про­чих тру­дов осо­бо вы­де­ля­ют­ся дра­ма­ти­че­с­кие спек­так­ли "Се­виль" и "Воз­вра­ще­ние".

Все, о чем го­во­ри­лось вы­ше, - это ко­рот­кий пе­ри­од с 1928 по 1932 год. Асаф учил­ся на фа­куль­те­те у Га­джи­бе­ко­ва, ра­бо­тал в те­а­т­ре, а так­же над соб­ствен­ной и на­род­ной му­зы­кой и ус­пе­вал еще пре­по­да­вать там же, в кон­сер­ва­то­рии. Что при­ме­ча­тель­но, уче­ни­ка­ми со­в­сем юно­го пе­да­го­га бы­ли сре­ди про­чих Ка­ра Ка­ра­ев и То­фик Ку­ли­ев. Не­смо­т­ря на все пе­ре­чис­лен­ное, Аса­фу ка­за­лось, что он те­ря­ет вре­мя. "Ма­ло уде­ляю вре­ме­ни му­зы­ке и мно­го за­ни­ма­юсь по­сто­рон­ни­ми де­ла­ми", - пи­сал он сво­е­му дру­гу Алек­пе­ру Даш­да­ми­ро­ву. 

 

Спе­шив­ший жить

Та­лан­т­ли­вый и ра­бо­тя­щий ком­по­зи­тор спе­шил жить, воз­мож­но, он что-то пред­чув­ство­вал.

Он не ус­пел вы­стро­ить лич­ную жизнь, хо­тя очень ста­рал­ся и мно­го по­том со­жа­лел об этом. Ока­зав­шись по ра­бо­те в Ле­нин­гра­де, гу­ляя по Не­вско­му, Асаф встре­тил свою пер­вую и един­ствен­ную лю­бовь. Он вспо­ми­нал по­том о ней как о де­вуш­ке не­пи­са­ной кра­со­ты. Лю­бовь бы­ла вза­им­ной, но вот бе­да, и его, и ее ро­ди­те­ли вос­про­ти­ви­лись бра­ку. В Со­вет­ском Со­юзе, про­воз­гла­шав­шем брат­ство на­ро­дов и вер­хо­вен­ство свет­ско­го за­ко­на над ре­ли­ги­оз­ным, пре­пят­стви­ем для сча­с­тья мо­ло­дых ока­за­лись ре­ли­гия и на­ци­о­наль­ность.

С тех пор и до кон­ца его ко­рот­кой жиз­ни лю­би­мой пес­ней ком­по­зи­то­ра бы­ла "Са­ры гя­лин", в ко­то­рой (по край­ней ме­ре в его по­ни­ма­нии) го­во­рит­ся о люб­ви двух сер­дец, от­но­ся­щих­ся к раз­ным на­ро­дам. Аран­жи­ров­ку этой по­пу­ляр­ной се­год­ня на­род­ной пес­ни сде­лал (по­ло­жил на уни­вер­саль­ную ев­ро­пей­скую ак­кор­ди­ров­ку и темп) имен­но Асаф Зей­нал­лы. И при­чи­ной то­му бы­ло не­со­сто­яв­ше­е­ся лич­ное сча­с­тье.

Он мно­го ез­дил с лек­ци­я­ми, мно­го тру­дил­ся и, ви­ди­мо, по­то­му ча­с­то стра­дал от пе­ре­утом­ле­ния. Осе­нью 1932 го­да Асаф чи­тал лек­ции в рай­о­нах ре­с­пуб­ли­ки, где под­хва­тил ка­кую-то ин­фек­цию, ко­то­рая силь­но по­до­рва­ла его здо­ро­вье. В Со­юзе ча­с­то не хва­та­ло ле­карств (иной раз са­мых про­стых), и по­то­му, во­пре­ки ста­ра­ни­ям вра­чей, мо­ло­до­го ге­ния так и не уда­лось спа­с­ти.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

664


Актуально