27 Апреля 2024

Суббота, 22:10

КОНТЕМП - ТАНЕЦ СВОБОДЫ

Литовские мастера продемонстрировали в Баку театральный перформанс как переосмысление классических установок искусства

Автор:

28.04.2015

Во все вре­ме­на че­ло­ве­че­с­т­во стре­ми­лось к са­мо­вы­ра­же­нию. Спо­со­бов и средств к это­му дей­ствию изо­бре­те­но ве­ли­кое мно­же­с­т­во. Та­нец - од­но из них. В ар­хи­д­рев­ние вре­ме­на, ко­г­да пред­ки че­ло­ве­ка пры­га­ли во­круг ко­с­т­ра и по­тря­са­ли ко­пь­я­ми, их дви­же­ния бы­ли ри­ту­аль­но про­ду­ман­ным дей­стви­ем, не ли­шен­ным, од­на­ко, им­про­ви­за­ции. Вре­ме­на - древ­ние, фак­ты - пред­по­ла­га­е­мые. Аб­со­лют­ной прав­дой яв­ля­ет­ся то, что по­треб­ность в са­мо­вы­ра­же­нии у че­ло­ве­че­с­т­ва ос­та­ет­ся не­ис­тре­би­мой. Впро­чем, как и по­ис­ки форм, по­зво­ля­ю­щих де­лать это.

Дра­ма­ти­че­с­кие ак­те­ры из Лит­вы - Аг­не Ра­ма­на­у­с­кай­те, Па­у­люс Та­мо­ле и Ман­тас Ста­ба­чин­скас при­еха­ли в Ба­ку по при­гла­ше­нию Про­стран­ства со­вре­мен­но­го ис­кус­ства YARAT! и при­вез­ли тан­це­валь­ный пер­фор­манс под на­зва­ни­ем "Contemporary? Со­вре­мен­ность?". На­зва­ние кон­цеп­ту­аль­ное, про­ли­ва­ю­щее свет на суть и смысл ди­а­ло­га мо­ло­дых об ис­кус­стве, о се­бе, по­ис­ках но­вых форм и спо­со­бов са­мо­вы­ра­же­ния. В на­зва­нии есть во­прос, при­гла­ша­ю­щий ау­ди­то­рию зри­те­лей к ди­а­ло­гу-раз­мыш­ле­нию, и от­вет, пред­по­ла­га­ю­щий ва­ри­ан­ты воз­мож­ных по­ис­ков от­ве­та на этот во­прос.

 

Contemporary

Из эн­цик­ло­пе­дии: "Contemporary - од­но из но­вых на­прав­ле­ний со­вре­мен­но­го тан­ца, ко­то­рое со­че­та­ет в се­бе как эле­мен­ты за­пад­но­го тан­ца (клас­си­че­с­кий та­нец, джаз-мо­дерн), так и во­с­точ­ное ис­кус­ство дви­же­ния (ци­гун, йо­га, тайцзи цю­ань). При­чем это тот та­нец, ко­то­рый не име­ет оп­ре­де­лен­ной фор­мы сти­ля, по­то­му что глав­ное в нем - са­мо­вы­ра­же­ние". Что та­кое со­вре­мен­ный те­атр? И что та­кое со­вре­мен­ное ис­кус­ство во­об­ще? Об этом - вслух и пла­с­ти­че­с­ки - рас­суж­да­ют ак­те­ры. У каж­до­го по­ко­ле­ния есть свои на­ра­бот­ки во вре­ме­ни.

Спек­такль ли­то­вских ак­те­ров не толь­ко за­во­ро­жил зал, по­да­рив но­вые эмо­ци­о­наль­ные ощу­ще­ния, но и на­гляд­но по­ка­зал, что по­ис­ки ин­ди­ви­ду­аль­но­го язы­ка в ди­а­ло­ге со зри­те­лем без­гра­нич­ны. Важ­но по­ни­мать, о чем и как ты хо­чешь го­во­рить со сво­им зри­те­лем. Ко­г­да-то Ай­се­до­ра Дун­кан, пы­та­ясь сло­мать сте­рео­тип­ное вос­при­ятие клас­си­че­с­ко­го тан­ца, вы­шла на сце­ну бо­си­ком и про­де­мон­стри­ро­ва­ла все­му ми­ру, что ис­кус­ство тан­ца - это язык те­ла и ду­ши, не за­гнан­ных в рам­ки ка­но­ни­че­с­ких пра­вил. Ей это уда­лось. У нее по­яви­лись по­сле­до­ва­те­ли. Но толь­ко в 60-е про­шло­го ве­ка ее на­чи­на­ния об­ре­ли соб­ствен­ное про­стран­ство и пра­во на свой го­лос. Кон­темп - это по­иск от­ве­тов на во­про­сы: кто я в этом ми­ре? За­чем? И по­это­му у каж­до­го, кто вхо­дит в этот жанр, - свой та­нец. Это спо­соб рас­ска­зать ми­ру о лич­ном его вос­при­ятии. И чем дис­гар­мо­нич­нее эти вза­имо­от­но­ше­ния, тем экс­прес­сив­нее та­нец. Соб­ствен­но, да­же не та­нец, а пла­с­ти­че­с­кое по­ве­с­т­во­ва­ние о… А вот о чем - каж­дый ис­пол­ни­тель ре­ша­ет сам. Это - его путь, его по­иск, его во­про­сы и от­ве­ты, его спо­соб вой­ти во вза­имо­дей­ствие с ми­ром.

 

Спек­такль как фор­ма пе­ре­да­чи мыс­ли

Три ак­те­ра бо­си­ком и при ми­ни­му­ме одеж­ды - на по­лу. Их не­за­щи­щен­ные те­ла на­чи­на­ют жить сво­ей, на пер­вый взгляд, стран­ной жиз­нью. Че­ре­до­ва­ние на­пря­жен­ных мышц с рез­ким сбро­сом, рас­слаб­ле­ни­ем, рез­кие ос­та­нов­ки, пе­ре­во­ро­ты, подъ­емы, па­де­ния и опять подъ­емы, ра­бо­та с ды­ха­ни­ем. Дви­же­ний на по­лу очень мно­го. Ак­те­ры сле­ду­ют не ка­ко­му-то чет­ко­му сце­на­рию, а слу­ша­ют го­лос сво­е­го те­ла, ко­то­рое вы­ра­жа­ет глу­бо­кие эмо­ци­о­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния. И по­это­му нет оди­на­ко­вых дви­же­ний у ак­те­ров. И да­же у од­но­го и то­го же ак­те­ра их нет. Это не сю­жет­ное дей­ствие. Это - рас­сказ о се­бе. О по­ис­ках соб­ствен­но­го твор­че­с­т­ва, об осоз­на­нии соб­ствен­но­го ме­с­та в со­вре­мен­ном ис­кус­стве. В дан­ном слу­чае - ис­кус­ства дра­ма­ти­че­с­кой сце­ны. Зал к это­му мо­мен­ту пред­по­ла­га­ет, что это пла­с­ти­че­с­кий спек­такль и он, воз­мож­но, о со­тво­ре­нии ми­ра. Вот так, на­вер­ное, и за­рож­да­лась жизнь! И зри­тель, ко­неч­но же, пы­та­ет­ся уга­дать ре­жис­сер­ский код за­ши­ф­ро­ван­но­го по­сла­ния в зал!

По за­лу про­ка­ты­ва­ет­ся ше­пот, но тут вдруг вспы­хи­ва­ет свет и Па­у­люс с Ман­та­сом, в то вре­мя как Аг­не про­дол­жа­ет ра­бо­тать на по­лу, всту­па­ют в ди­а­лог. Тек­с­то­вой ди­а­лог. И зри­тель опять те­ря­ет­ся в до­гад­ках: ес­ли это пла­с­ти­че­с­кое дей­ствие, то при чем тут текст? Ак­те­ры, при­зы­вая зри­те­ля в сви­де­те­ли, ди­с­ку­ти­ру­ют о пра­виль­но­с­ти сво­их дей­ствий. Они пред­по­ла­га­ют, что то, что они сей­час де­ла­ют, не со­в­сем по­нят­но, а воз­мож­но, и не ин­те­рес­но зри­те­лю. Зал одо­б­ри­тель­но ре­а­ги­ру­ет. К сво­им раз­мыш­ле­ни­ям Па­у­люс и Ман­тас пы­та­ют­ся под­клю­чить Аг­не. Но та по­гло­ще­на сво­и­ми дей­стви­я­ми. Ей не хо­чет­ся вы­хо­дить из со­сто­я­ния соб­ствен­ных по­ис­ков, к то­му же ее не за­ни­ма­ют мыс­ли парт­не­ров по спек­так­лю. И в этот са­мый мо­мент воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние ре­аль­но­го вре­ме­ни и ре­аль­но­го дей­ствия, ко­то­рое про­ис­хо­дит здесь и сей­час. С этой се­кун­ды дей­ствие спек­так­ля пе­ре­хо­дит в пло­с­кость ин­те­рак­тив­ных вза­имо­от­но­ше­ний, при ко­то­рых зри­те­ли и ак­те­ры пы­та­ют­ся от­ве­тить на не­сколь­ко во­про­сов. Что нуж­но со­вре­мен­но­му зри­те­лю? Ка­кое ис­кус­ство его при­вле­ка­ет боль­ше: то, что вол­ну­ет серд­це, или то, что про­буж­да­ет мысль? Эмо­ци­о­наль­ное или ин­тел­лек­ту­аль­ное? От­вет прост, и его да­ет Аг­не: пусть каж­дый вы­бе­рет то, что ему ин­те­рес­нее и бли­же! На­сто­я­щее ис­кус­ство бу­дет вос­тре­бо­ва­но все­г­да. Кон­тем­по же да­ет воз­мож­ность сме­ши­вать и сти­ли, и на­прав­ле­ния в ис­кус­стве, по­мо­гая най­ти что-то со­в­сем но­вое и не­обыч­ное. Ес­ли же рас­сма­т­ри­вать кон­тем­по в ло­каль­ном его по­ня­тии, то мы об­на­ру­жим, что это не что иное, как ин­тел­лек­ту­аль­ный та­нец, да­ю­щий воз­мож­ность сба­лан­си­ро­вать со­сто­я­ние те­ла, пси­хи­ки и ду­ши.

Ак­те­ры-еди­но­мыш­лен­ни­ки на гла­зах у зри­те­лей ис­ка­ли тот не­по­вто­ри­мый, вол­ну­ю­щий и ин­те­рес­ный язык су­ще­с­т­во­ва­ния в сце­ни­че­с­ком про­стран­стве, ко­то­рый был бы по­нят­ным, ув­ле­ка­тель­ным и ма­гне­ти­че­с­ки при­тя­га­тель­ным для зри­те­ля. Вот экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют с ре­к­ви­зи­том, а по­том ищут ди­на­мич­ный пар­ный ритм, же­лая по­нять, до­ста­точ­но ли это тем­пе­ра­мент­но и за­жи­га­тель­но, что­бы оча­ро­вать и влю­бить в се­бя зри­те­ля? Их дей­ствия ста­но­ви­лись ин­те­рак­тив­ны­ми и зри­те­ли в за­ле во­вле­ка­лись в об­щее дей­ствие: за­ин­те­ре­со­ван­но, ак­тив­но, ве­се­ло. Вот уже ак­те­ры и зри­те­ли не ощу­ща­ют раз­де­ли­тель­ной по­ло­сы рам­пы и ста­но­вят­ся еди­ным це­лым. И ни­ко­го не сму­ща­ет, что кто-то из них на сце­не, а кто-то про­дол­жа­ет си­деть в за­ле. Для тех и дру­гих - это все­го лишь те­а­т­раль­ная ус­лов­ность. И уже по-до­маш­не­му оде­тые ар­ти­с­ты ста­но­вят­ся ча­с­тью за­ла. А зал ста­но­вит­ся ча­с­тью той ре­аль­ной иг­ры, ко­то­рую пред­ло­жи­ли ему ак­те­ры. И все эти пол­то­ра ча­са дей­ствия бы­ли по­тра­че­ны на со­вме­ст­ные по­ис­ки но­вых вы­раз­итель­ных форм и со­дер­жа­ние со­вре­мен­но­го ис­кус­ства.

 

Тет-а-тет

Пос­ле спек­так­ля боль­шая часть зри­те­лей ос­та­лась в за­ле Рус­с­ко­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра, что­бы по­об­щать­ся с ар­ти­с­та­ми, по­го­во­рить о проб­ле­мах со­вре­мен­но­го те­а­т­ра. О том, ка­кой те­атр се­год­ня на­ибо­лее ин­те­ре­сен со­вре­мен­но­му зри­те­лю.

Па­у­люс Та­мо­ле: "Мы рас­ска­зы­ва­ем ис­то­рии, транс­ли­ру­ем об­ра­зы и чув­ства, рас­суж­да­ем о вол­ну­ю­щих нас во­про­сах. Ка­но­ни­че­с­ких ра­мок и за­пре­тов на экс­пе­ри­мент и по­ис­ки нет. Этим сти­лем мо­жет ов­ла­деть лю­бой. Для это­го не нуж­на спе­ци­аль­ная под­го­тов­ка".

Аг­не Ра­ма­на­у­с­кай­те: "Мож­но, как я, всю жизнь за­ни­мать­ся лю­би­тель­ски­ми тан­ца­ми, лю­бить та­нец как спо­соб об­ще­ния с ми­ром и са­мим со­бой. А мож­но на­чать и то­г­да, ко­г­да те­бе 27. И это бу­дет тот един­ствен­ный и нуж­ный спо­соб, ко­то­рый по­мо­жет те­бе най­ти не про­сто смысл соб­ствен­ной жиз­ни, но стать со­став­ной ча­с­тью об­ще­го раз­го­во­ра о со­вре­мен­но­с­ти ис­кус­ства".

Ман­тас Ста­ба­чин­скас: "На­чать ис­кать свой путь и в жиз­ни, и в ис­кус­стве ни­ко­г­да не позд­но. Глав­ное - на­учить­ся по­ни­мать го­лос сво­е­го те­ла и от­кли­кать­ся на не­го. К то­му же тан­це­вать кон­темп мож­но под лю­бую му­зы­ку. Ту, на ко­то­рую от­кли­ка­ют­ся ду­ша и те­ло".

"Кон­темп…" - это вто­рая часть на­зва­ния спек­так­ля. Сло­во и мно­го­то­чие. По су­ти - при­гла­ше­ние к ди­а­ло­гу. Прак­ти­че­с­ко­му - че­рез кон­темп. Те­о­ре­ти­че­с­ко­му - че­рез от­кры­тый ди­а­лог и де­ба­ты. Кон­темп - это один из спо­со­бов со­еди­нять раз­ные сти­ли и жа­н­ры так, как до это­го не де­лал ник­то и ни­ко­г­да. Кон­темп - это пра­во и воз­мож­ность быть са­мим со­бой на­столь­ко, на­сколь­ко у те­бя хва­та­ет твор­че­с­кой фан­та­зии, фи­зи­че­с­ких сил, вы­нос­ли­во­с­ти и же­ла­ния рас­ши­рять свое со­зна­ние и рам­ки, ус­та­нов­лен­ные ка­но­на­ми клас­си­че­с­ко­го ис­кус­ства. Глав­ное - не бо­ять­ся и ид­ти впе­ред за сво­ей меч­той. 

Про­из­ве­де­ние ли­то­вских ма­с­те­ров тан­ца бы­ло на­граж­де­но в 2013 го­ду "Зо­ло­тым сце­ни­че­с­ким кре­с­том".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

644


Актуально