25 Апреля 2024

Четверг, 16:53

ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК ДЛЯ "УЧИТЕЛЯ"

Интервью R+ с профессором Черноморского технического университета, доктором Камалом УЧУНДЖУ

Автор:

15.05.2016

- Решение премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу не баллотироваться на пост председателя ПСР (правящая Партия справедливости и развития), а, значит, и уйти в отставку во время внеочередного съезда политической организации, который пройдет 22 мая текущего года, возымело эффект шока. Как вы можете прокомментировать ситуацию, какие события предшествовали данному шагу и каковы его истинные причины?

- Президент Реджеп Тайип Эрдоган - лидер, имеющий самое большое число побед на выборах в демократической истории Турции. У него достаточно сильная харизма. Скорее его можно назвать единоличным символом, олицетворяющим социальную базу ПСР. Он имеет бесспорный авторитет и внутри партии, и у своих избирателей. Он первый президент, который был избран путем всеобщего голосования. Исходя из изложенного, можно сказать, что Эрдоган, без сомнения, влияет на любые действия правительства. Однако нынешняя конституция Турецкой Республики ограничивает власть президента, наделяя его лишь символическими полномочиями, широта и полнота которых для Эрдогана явно недостаточны. Скорее всего его устроила бы система прямого президентского правления, такая как в США.

Ахмет Давутоглу - успешный профессор международных отношений, влияние которого на партию и избирателей ограничены. Сторонник продолжения нынешней парламентарной системы, он считал ее для Турции наиболее полезной. Наряду с этим он попытался ограничить вмешательство близкого окружения Эрдогана в работу правительства. По утверждению президента и его окружения, Давутоглу не предпринимал достаточных мер для внедрения президентской формы правления и даже заявил о том, что результаты выборов показали неодобрение народом установления данной системы. Таким образом, у премьер-министра и президента появились разногласия. Президент, используя свой авторитет, смог убедить партийное руководство созвать внеочередной съезд, тем самым создав условия для отстранения Давутоглу с поста председателя партии, что неизбежно повлекло его отставку как премьер-министра. В его заявлении после принятия решения об отставке чувствуется обида, что показывает, что решение о самоотстранении было принято нехотя. 

- Ключевым событием в процессе, который закончился отставкой Давутоглу, стала утечка в прессу информации разоблачительного характера под названием "Пеликанское досье". Не могли бы вы рассказать нам о содержании скандальных материалов?

- Данная публикация появилась в сети 1 мая и произвела на турецком медиапространстве настоящий взрыв. Автор публикации до сих пор остается неизвестным. Однако тот факт, что публикация распространилась с твиттер-аккаунтов представителей близкого окружения президента, а также имела ярко выраженный разоблачительный и обвинительный характер в адрес премьер-министра и его соратников, дает основание предположить, в чьих интересах могла быть подобного рода атака. В материалах говорится, что избрание председателем "Учителя" (имеется в виду Давутоглу, учитывая его академическое прошлое) было инициативой "Вождя" (именно так называют Эрдогана в партийных кругах). Несмотря на то, что его влияния на членов партии и личная харизма было недостаточно, по мнению авторов публикации, именно надежда на личную преданность президенту послужила главной причиной его назначения. Далее "Учитель" обвиняется в собственных интригах, а также попытках отстранения "Вождя" от воздействия на внутрипартийные и государственные дела. В публикации затронута тема неудачных шагов "Учителя" во внешней политике. Не случайно, по мнению авторов, тезис "Учителя" "ноль проблем с соседями" обернулся "в ноль соседей без проблем".

Так или иначе, как вы и упомянули, появление данного текста в Интернете вывело наружу все разногласия между первым и вторым человеком в турецком руководстве и имело характер открытого вызова Давутоглу. Каков был исход, теперь уже знают все.

- Среди причин возникновения и эскалации кризиса взаимоотношений между Турцией и Россией некоторые наблюдатели указывают на антироссийскую риторику и заявления Давутоглу. Как, по-вашему, насколько может повлиять уход Давутоглу на ход процесса нормализации отношений между двумя странами?

- Это не будет иметь особого влияния. Нормализация отношений между Турцией и Россией очень важная тема. Я думаю, по этому вопросу в ближайшее время будет предпринят ряд мер в целях укрепления "доброй воли и доверия". Снижение напряженности в сирийском вопросе должно быть чрезвычайно эффективным. Думаю, в рамках НАТО тоже будут предприниматься какие-то шаги и инициативы. Сложившаяся ситуация и с точки зрения России квалифицируется как вредная и абсолютно неразумная. Противостояние с Турцией, исламским миром для России крайне ошибочно и иррационально.

- Говоря о внешней политике Турции, нельзя не упомянуть оттепель и некую перезагрузку во взаимоотношениях официальной Анкары с западным миром. По мнению экспертов, неправильно не учитывать личный вклад Давутоглу в улучшение отношений между Турцией и ЕС. Может ли уход с поста Давутоглу приостановить или замедлить этот процесс? 

- Как вы упомянули, долгое время отношения между Турцией и ЕС не отличались конструктивностью. За короткое время усилиями Давутоглу произошло много положительных перемен, которые послужили толчком к развитию эффективного сотрудничества. Проект соглашения об отмене виз можно считать его личной победой. Для перезагрузки и возобновления более доверительных отношений с Европой была подготовлена весьма плодотворная почва. Хочется верить, и это действительно крайне важно, что новое правительство продолжит созидательную деятельность "Учителя". Давутоглу является политиком, который достаточно хорошо знает мировую систему и функционирование ЕС. Каким образом будут справляться с этой проблемой в будущем кабинете, пока не ясно. Но у меня нет опасений, что основные принципы государственной политики могут как-то измениться.

- Среди вероятных кандидатов на пост будущего премьер-министра Турции выделяют четыре имени: бывший министр юстиции Бекир Боздаг, вице-премьер Нуман Куртулмуш, министр энергетики Берат Албайрак и министр транспорта Бинали Йылдырым. Как, по-вашему, у кого из них больше шансов занять премьерское кресло? Возможно ли избрание главой правительства кого-то еще, не упомянутого выше?

- По моим наблюдениям, новый премьер-министр выйдет из вышеуказанного списка, хотя не исключено, что выбор президента упадет на совсем другого человека. Главное то, что этот премьер-министр будет иметь уже не такие сильные полномочия и, скорее всего, его премьерство будет носить временный характер, преследуя цель перехода к президентской форме правления.

Я не думаю, что Нуман Куртулмуш имеет большие шансы на победу в борьбе за премьерское кресло. Иными словами, можно сказать, что председателем партии и главой правительства станет или Бекир Боздаг, или Берат Албайрак, или Бинали Йылдырым. Каждый из этих кандидатов имеет свои сильные и слабые стороны. Бинали Йылдырым - сильный харизматичный лидер, стоящий у истоков создания ПСР и пользующийся доверием и симпатией у членов партии. Но его сильные позиции внутри партии также могут сыграть против него, учитывая ревностное отношение президента ко всякой конкурирующей силе, несмотря на то, что Йылдырым является ближайшим соратником Эрдогана со времен работы в муниципалитете Стамбула. Также нельзя забывать и о коррупционных скандалах вокруг Йылдырыма.

Многие специалисты, как внутри Турции, так и за ее пределами, высоко оценивают шансы зятя президента Эрдогана Берата Албайрака занять кресло премьер-министра страны. Другие настроены к этой перспективе более скептически из-за того, что избрание члена семьи на столь высокий пост может вызвать негативную реакцию в массах. Источники же, приближенные к президентской администрации, вспоминают, что при избрании Берата Албайрака членом парламента и назначении его на пост министра энергетики не возымела роли негативная реакция, и, следовательно, у него есть все шансы стать следующим премьер-министром страны.

Что же касается Бекира Боздага, то он является ярым сторонником президентской формы правления и, если станет премьер-министром, скорее всего посвятит свою деятельность узакониванию такой формы правления. Будучи по специальности теологом и юристом, он популярен среди консервативного крыла руководства и духовенства. Но его возможности воздействия на партийный электорат явно ограничены.

- Как вы можете прокомментировать слухи о планах правящей партии провести этим летом досрочные всеобщие выборы и, получив абсолютное большинство в парламенте, инициировать принятие новой конституции и изменить форму правления в стране от парламентской к президентской?

- Да, это так. Президент, используя внутренние трения в Партии националистического движения (ПНД) и прокурдской Демократической партии народов (ДПН), пытается провести досрочные парламентские выборы и, получив большинство мест в парламенте, принять новую конституцию, узаконив таким образом президентскую форму правления. На данный момент, как показывают опросы общественного мнения, ДПН вряд ли сможет получить место в парламенте. Такая же участь ждет и националистов, если внутрипартийная оппозиция не сможет свергнуть лидера партии Довлета Бахчели, который идет на поводу у власти. Последние события, как уже было отмечено, имеют непосредственное отношение к этим планам. Однако у меня нет уверенности в том, что основная их цель будет легко и беспрепятственно достигнута. Очень многое зависит от внутренних процессов в ПНД. Первых контуров грядущих политических баталий в Турции ждать осталось недолго.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

485


Актуально