29 Марта 2024

Пятница, 01:36

ВОЙНА С БЕЗОРУЖНЫМИ

Армянские оккупационные войска избрали своей целью гражданское население, блокируя при этом любые мирные инициативы

Автор:

15.05.2016

Чуть больше месяца прошло с момента достижения договоренности о прекращении огня после широкомасштабных военных действий на оккупированных Арменией территориях Азербайджана. Однако Ереван продолжает нагнетать напряженность на линии соприкосновения войск и, по сути, срывает переговорный процесс. Убедительное подтверждение тому - инициатива армянских депутатов о признании так называемой "НКР". Впрочем, ее полный провал лишь усилил состояние крайнего замешательства, в котором пребывает руководство страны-оккупанта.

В начале апреля азербайджанская армия освободила ряд стратегических позиций на карабахском фронте и тем самым доказала никчемность утверждений армянской пропаганды о якобы неприступной оборонительной системе, организованной захватчиками в оккупированном Карабахе. Несмотря на достижение договоренности о прекращении огня, армянские оккупационные войска продолжили обстрелы населенных пунктов и позиций Вооруженных сил Азербайджана. Во время недавнего посещения линии фронта президент Азербайджана Ильхам Алиев справедливо подчеркнул: "Когда Армения видит, что проигрывает в бою, то она прибегает к грязным провокациям. Вновь, как и в начале 90-х годов, она избирает своей целью гражданское население. И в то время Армения вела войну с гражданским населением. Вести войну с безоружными людьми - большое военное преступление. Но азербайджанская армия дала армянам достойный ответ".

Еще одно доказательство преступной политики Армении - запрещенный международными конвенциями боеприпас с химическим составом (белым фосфором), который обнаружен в прифронтовом селе Тертерского района Азербайджана. Очевидно, что армянские оккупанты применяют боеприпасы с химическим составом массового поражения с целью уничтожения мирного азербайджанского населения.

Между тем апрельское поражение армянской армии вызвало панику в Армении, руководство которой наглядно убедилось в неспособности противостоять мощным Вооруженным силам Азербайджана, что называется, один на один. Кроме того, для армянской общественности стали очевидными несостоятельность и преступный характер режима президента Сержа Саргсяна, основанного на тотальной коррупции и насильственном подавлении любых антивластных выступлений. Сам Саргсян не придумал ничего лучше, как отказаться от дальнейших переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Иначе не охарактеризовать выдвинутые им условия возвращения Армении к диалогу под эгидой Минской группы ОБСЕ. Они предполагают, в частности, внедрение механизмов расследования инцидентов и гарантии неиспользования силы со стороны Азербайджана. Как видно, эти условия направлены на сохранение статус-кво и продолжение армянской оккупации азербайджанских территорий, а потому изначально неприемлемы для Баку. Деструктивность политики Еревана проявилась и в очередном обсуждении вопроса о признании "НКР" - марионеточного режима на оккупированных Арменией территориях Азербайджана. Соответствующий законопроект был представлен на рассмотрение армянского парламента, и не было никаких сомнений в том, что в случае принятия он окончательно перечеркнул бы мирный процесс по Нагорному Карабаху. Осознавая эту перспективу, чреватую немедленным началом Азербайджаном освободительной войны со всеми соответствующими последствиями для Армении, власти последней решили остановить процесс "признания", что называется, на самом интересном моменте. Армянские СМИ вначале сообщили, что правительство страны на своем заседании, на которое пригласили даже одного из авторов законопроекта о "признании независимости Нагорного Карабаха", оппозиционного депутата Заруи Постанджян, одобрило продукт ее законотворчества. Сама она положительно оценила рекомендацию правительства, выразив надежду на то, что законопроект после парламентского утверждения вступит в силу.

Однако МИД Армении представил ситуацию совершенно иным образом. По словам замминистра иностранных дел Шаварша Кочаряна, окончательное решение по данному вопросу еще не принято, а парламенту надо дождаться инструкций от президента и правительства, "следящих за развитием ситуации" и учитывающих "в том числе внешние факторы". В результате скандальный законопроект не был включен в повестку внеочередного заседания армянского парламента. 

Но что же это за "внешние факторы", о которых упомянул персонаж армянского дипломатического ведомства? Под ними имеется в виду, в частности, позиция государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, России и Франции, осознающих, что признание Ереваном самопровозглашенного образования на оккупированных территориях Азербайджана будет означать крах мирного процесса и немедленно приведет к возобновлению карабахской войны. Тот факт, что главы внешнеполитических ведомств РФ и США Сергей Лавров и Джон Керри уделяют все большее внимание карабахскому конфликту в ходе двусторонних обсуждений, рассматривают его в качестве одной из наиболее актуальных мировых проблем, говорит об их обеспокоенности перспективой большого пожара на Южном Кавказе. Поэтому Ереван и получает явные предупреждения о недопустимости столь опрометчивого шага, как признание самопровозглашенной "НКР". 

Так, американский сопредседатель Джеймс Уорлик напомнил, что "ни одна страна не признает Нагорный Карабах", и окончательный статус Нагорного Карабаха будет определен в контексте всестороннего урегулирования конфликта, что также будет включать возвращение оккупированных территорий под контроль Азербайджана.

Еще более показательна позиция России, стремящейся играть роль главного модератора карабахского урегулирования. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков весьма многозначительно дал понять, что армянский законопроект о признании "НКР" не был обсужден с Москвой. При этом он подтвердил российский расчет на то, что "стороны конфликта будут избегать каких-либо шагов, которые могут нарушить достаточно хрупкое перемирие и привести в целом к эскалации напряженности в Нагорном Карабахе".

Не менее убедителен был и глава МИД России Сергей Лавров, напомнивший о том, что в ходе его недавнего визита в Ереван, а также визита министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна в Москву армянская сторона четко подтвердила приверженность мирному урегулированию. Это означает, резюмировал Лавров, что "статус Карабаха будет определен в контексте общей договоренности, а не в одностороннем порядке".

В этой связи необходимо отметить, что ереванские политики, инициируя "признание Нагорного Карабаха", судя по всему, пытались этим шагом выяснить и то, как отреагирует Россия на подобную прыткость армянского законотворчества. И, похоже, выяснили: Россия дала понять, что Армении нечего рассчитывать на солидарность в этом вопросе, поскольку возможное признание самопровозглашенной "НКР" ударит по посредническим усилиям Москвы. Тем более что эти усилия явно привязаны к вопросу сохранения и расширения влияния России на Южном Кавказе.

Однако самое важное в истории с несостоявшимся "признанием Нагорного Карабаха" - страх Еревана за последствия этого возможного шага. Армения придумала инициативу с нашумевшим, но провалившимся законопроектом, в том числе и с целью повлиять на дальнейший ход переговорного процесса. Не исключая при этом два варианта: первый - полный срыв переговорного процесса, который неизбежно сулит карабахскому урегулированию прекращение армянской оккупации азербайджанских территорий. Второй же - в случае возобновления переговорного процесса укрепление позиций Еревана, серьезно пошатнувшихся после апрельских успехов Вооруженных сил Азербайджана. Однако именно фактор растущей военной мощи Баку стал главной причиной сворачивания самим же Ереваном никчемного, по сути, "документа" о "признании Нагорного Карабаха".

В сложившейся ситуации Азербайджан вновь четко дает понять, что урегулирование конфликта возможно лишь на основе соблюдения принципа его территориальной целостности. И если Армения отказывается решать проблему на основе данного принципа, соответствующего международному праву и предлагаемого сопредседателями Минской группы в качестве одного из основополагающих в мирном урегулировании конфликта, то Азербайджан оставляет за собой право освободить свои земли любым путем. Благо он обладает для этого всем необходимым потенциалом, что доказали широкомасштабные бои месячной давности.

Уместно привести в этой связи озвученные 9 мая слова президента Азербайджана Ильхама Алиева: "Нынешний День Победы отмечается в Азербайджане с особым душевным подъемом. В начале прошлого месяца в результате очередной вооруженной провокации Армении против Азербайджана наша армия провела успешную контрнаступательную операцию в Карабахе. В результате операции часть наших оккупированных земель была освобождена от захватчиков, наши позиции на линии соприкосновения еще более укрепились. Хочу еще раз от всей души поздравить весь азербайджанский народ с этой исторической и блестящей победой. Бои в зоне армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта продемонстрировали мощь азербайджанской армии и единство народа".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

453


Актуально