19 Апреля 2024

Пятница, 20:05

СТРАНА БЕЗ ВЫИГРЫША

Драма с заложниками выявила тяжелейший общественно-политический кризис в Армении

Автор:

01.08.2016

На момент верстки нашего журнала драма с заложниками в Ереване еще продолжала держать в напряжении политическую элиту Армении. Все началось с того, что утром в воскресенье, 17 июля, около трех десятков боевиков на грузовике, протаранив ворота здания полка ППС, захватили его. Во время нападения был убит полковник Артур Ваноян, огнестрельные ранения получили подполковники Арам Ованнисян и Грачья Хостегян, а также прапорщик Гагик Мкртчян. Сами террористы не понесли потерь. В заложниках у них оказались несколько полицейских, в том числе заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осипян. 

Требования захватчиков передал депутат армянского парламента Никол Пашинян, которого пропустили в захваченное здание для переговоров: "Вооруженная группа требует освобождения Жирайра Сефиляна, отставки президента Армении Сержа Саргсяна и передачи власти народу".

Полиция оцепила здание и прилегающую территорию, однако так и не решилась на штурм. 20 июля члены "Сасна црер" выпустили 5 заложников. Власти, действуя на упреждение, начали задерживать по всей стране сторонников Сефиляна, чтобы не допустить разрастания протеста. Надо отметить, что в первое время его масштабы не были такими уж и большими. Незначительная толпа активистов огородила здание от правоохранителей, препятствуя штурму.

В те же дни начались столкновения сторонников захватчиков с полицией у здания полиции, в ходе которых были ранены десятки полицейских и гражданских. 

При этом из Еревана поступает довольно противоречивая информация - то сообщается о подготовке штурма, то вроде полиция ведет перестрелку с боевиками, то говорится об освобождении всех заложников, то о захвате новых - врачей, которые прибыли для предоставления медицинской помощи. Однако на момент написания статьи ситуация выглядит следующим образом: большое число боевиков, захватив оружие на месте, до сих пор удерживает здание полка ППС. Двое преступников сдались, а еще двое - главарь боевиков Павлик Манукян и его сын получили ранения в перестрелке и перевезены в госпиталь. Ежедневно на улице Хоренаци, где находится здание полка, проходят митинги сторонников боевиков. Поступают сообщения об акциях протеста против властей и в поддержку боевиков уже и из других городов Армении, в частности из Гюмри.

Весьма примечателен также состав участников так называемых "переговорщиков" между властями и боевиками, среди которых можно назвать такие одиозные имена, как Виталий Баласанян и Алек Енигомшян (последний 27 июня был арестован по подозрению в содействии вооруженной группе). 

 

Главные актеры

Для того чтобы полностью представить суть происходящего, пожалуй, стоит поближе познакомиться с "главными действующими лицами". Ведь началом событий стало не 17 июля, когда произошел захват здания полка ППС, а 22 июня, когда в Ереване был задержан один из лидеров местной радикальной оппозиции Жирайр Сефилян. Как указывал тогда Следственный комитет Армении, еще 20 мая прибывшие на место ДТП на Цицернакабердском шоссе в Ереване сотрудники полиции обнаружили в машине два автомата АК-74 со 120 патронами. "В результате следственных мероприятий выяснилось, что Сефилян запланировал с помощью вооруженных группировок захватить здания, строения, средства телекоммуникации, в том числе телебашню Еревана. В результате он организовал незаконное приобретение, перевозку и хранение оружия. При этом члены группы планировали осуществить определенные преступные действия в период после апрельской войны (в Карабахе. - Ред.)", - отмечается в пресс-релизе.

На основе доказательств, полученных в рамках уголовного дела, восьми лицам предъявлены обвинения, шестеро из них арестованы, один объявлен в розыск.

"Предъявленные обвинения обоснованы как приобретенными доказательствами, так и признательными показаниями членов группы ", - говорится в сообщении СК.

Это далеко не первое задержание Сефиляна: в 2006 и 2008 годах он со своими соратниками был арестован по обвинению в публичных призывах к насильственной смене конституционного порядка и в подготовке массовых беспорядков. 

Родившийся в Бейруте, он приобрел там свой первый боевой, вернее террористический, опыт. В 1990 году перебрался в Армению. Сначала исполнял здесь роль военного инструктора, а в 1991 году отправился в Карабах.

Сефилян - одна из весьма колоритных фигур в армянской политике, правда, имеющая крайне малый вес, когда речь идет о принятии реальных решений. Фактически он относится к безнадежным маргиналам, которые много и резко говорят, компенсируя этим то, что почти ничего не могут сделать. Он находился в последовательной оппозиции ко всем президентам Армении, критикуя их по самым различным поводам. 

Жирайр Сефилян с самого начала обвинял президента Армении Сержа Саргсяна в "предательстве армянского дела" и готовности пойти на "территориальные уступки" Азербайджану. Правда, никаких доказательств не приводил. Зато всячески обещал "собрать добровольцев", "достать оружие" и отправиться в Карабах. Однако, как теперь констатируют в Ереване, собранное оружие заговорило не на линии фронта, а в столице самой Армении.

При этом нельзя не упомянуть тот факт, что Сефилян и его соратники представляют в Армении интересы самых воинствующих, полусекретных и полувоенных группировок армянской диаспоры и пользуются их поддержкой.

Весьма логично и то, что Сефилян является одним из немногих армянских политиков, выступающих за вывод из Армении российской военной базы в Гюмри, которую он считает "проводником российских интересов на Южном Кавказе". 

Лидера группировки "Сасна црер" Павлика Манукяна также нельзя считать безызвестным человеком в Армении. Участник карабахской войны, он неоднократно демонстрировал свой "героизм" над безоружными женщинами и детьми, при этом не упуская ни одной возможности попозировать перед камерами, играя больше на публику. Причем в последнее время он тоже состоял в радикальной оппозиции к действующим армянским властям и яростно критиковал переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией. Манукян был ранен и арестован вместе с сыном - участником отряда боевиков. Однако еще больший интерес вызывают личности так называемых "переговорщиков" между вооруженным отрядом и правоохранительными органами: Алека Енигомшяна и Виталия Баласаняна.

Алек Енигомшян известен спецслужбам большинства стран мира. Будучи одним из лидеров террористический организации АСАЛА, он вместе со своей подругой Сюзи Махесереджян был арестован в одном из отелей Швейцарии 3 октября 1980 года - после того как террористы случайно подорвались на бомбе, которую сами же и готовили. Как и многие бывшие члены АСАЛА, после 1991 года Енигомшян очутился в Армении, где был принят на уровне национального героя. Однако через некоторое время Енигомшян тоже, как и Сефилян, будучи одним из самых верных представителей воинственный части армянской диаспоры, стал ярым оппозиционером властвующего карабахского клана. Виталия Баласаняна помнят многие азербайджанцы Карабаха, выжившие во время таких ужасный событий, как геноцид в Ходжалы и резня в селе Агдабан Кяльбаджарского района. Баласанян является активным участником и предводителем многих актов насилия и геноцида против мирных азербайджанцев, после войны в звании генерала он стал заместителем министра сепаратистского режима "НКР". Несмотря, на первый взгляд, на этот скромный статус, Баласанян имеет огромное влияние на полумилитаристские организации в Армении. Так же как Сефиляна и Енигомшяна, его можно назвать одним из лидеров "теневой власти Армении".   

Как видим, главных лиц вокруг последних событий объединяет одно: все они имеют террористический опыт и в той или другой степени являются противниками власти (или так выглядят на первый взгляд) и все они имеют отношение к полусекретным полувоенным структурам, которые поддерживаются в основном из-за границы. 

Таким образом, ясно одно: Сефилян и его окружение до крайности нервно воспринимали конструктивно развивавшиеся мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном. Сам факт переговоров мешает реализации их задачи - начать новую кровопролитную войну. Поэтому чем явственнее становились дипломатические успехи, тем более активно и вызывающе вели себя сторонники Сефиляна. То есть главной причиной всего происходящего, как всегда, являются оккупированные азербайджанские земли. Еще до начала этих событий многие аналитики озвучивали гипотезу о том, что официальный Ереван будет всеми возможными и невозможными путями стараться сорвать переговорный процесс с попыткой сохранить лицо перед мировым сообществом. Тогда, может, именно этим и объясняется поведение официального Еревана?

Ранее власти в Ереване использовали для срыва переговоров отдельные провокации на линии фронта, но, получив в апреле текущего года сокрушительный удар по своей "хваленой" линии обороны в Нагорном Карабахе, которую азербайджанская армия прорвала за считанные часы, уже не рискуют делать такого рода выпады. 

Кроме того, Серж Саргсян на встречах в Вене и Санкт-Петербурге взял четкие обязательства не нарушать режим прекращения огня и следовать линии предметных переговоров по освобождению азербайджанских земель. 

Таким образом, у армянских властей совершать провокации на линии фронта уже не получается. И они решились пойти на это уже через террористический акт внутри страны. 

В Армении все масштабные внутриполитические "подвижки" сопровождаются серией террористических актов. И эксперты советуют не забывать об одном из самых громких терактов последнего времени - "парламентском расстреле" 27 октября 1999 года, когда пятерка террористов во главе с Наири Унаняном устроила впечатляющую бойню прямо в зале заседаний парламента Армении. Была ликвидирована вся политическая элита Армении. Тогда теракт тоже произошел во время интенсивных переговоров вокруг карабахского конфликта между президентами Азербайджана и Армении. Получается, чем бы ни закончился этот затяжной мятеж в Ереване, он преследует одну-единственную цель: сорвать переговоры вокруг Нагорного Карабаха.

Но помогут ли им и на этот раз террор и кровавые провокации? Говоря по совести, контуры прямо-таки эпического провала армянских силовиков выявились сразу же. И в Ереване стали задавать неудобные вопросы, как могли местные спецслужбы не заметить подготовку соратниками Сефиляна столь впечатляющей, как выражаются террористы, "акции"? Ко всему прочему захват в заложники сотрудников полиции - уже сюжет для пародии. По логике вещей террористы априори не могли нацелиться на объект, где находятся вооруженные и подготовленные к неожиданностям люди. Такое могло произойти лишь в двух случаях: либо имела место ошибка в объекте, и террористы захватили полк ППС по ошибке, что маловероятно, либо… на это было получено официальное "добро" из самых высших эшелонов властей. Ведь за столько дней после захвата заложников штурма не последовало. У властей просто не хватило политической воли… или, может, желания? 

По мнению доцента кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергея Маркедонова, дипломатическая сила модератора последних переговоров, то есть России, была подорвана внутриполитической слабостью Еревана: "Власть ответственна и за то, что случилось в 2015 году на Баграмяна (уличные протесты против повышения цен на электроэнергию), и сегодня - на Хоренаци. Но она делит эту ответственность с радикалами, с теми, кому не терпится снести все до основания ради непонятной светлой мечты". Нельзя не упомянуть здесь и открытую антироссийскую риторику в ходе последних событий в Ереване. Как и прошлым летом, в ходе массовых демонстраций и в заявлениях оппозиции звучит ярая критика российских властей вкупе с оскорбительными лозунгами.

После парламентского теракта в 1999 году эксперты с тревогой заговорили, что подобные методы могут поставить под угрозу саму государственность Армении. И в этом настоящий провал уже не только и не столько силовых структур, сколько всего политического класса. Кризис вокруг заложников в очередной раз подтвердил: в армянском обществе просто не существует "иммунитета" от террора, и подобные методы борьбы вовсе не вызывают у местной аудитории реакции отторжения. Культ террора в Армении - это, увы, такая же реальность, как мероприятия в честь очередной годовщины "геноцида армян".

Как утверждают специалисты, террористы подрываются на собственных минах не так уж и редко. Один из героев нашумевшего американского боевика "Королевство", офицер саудовской полиции Фаиз, советует своим американским коллегам: "Подрывника рано или поздно кусает собственная работа" - искать надо человека с изуродованными взрывом руками, он и есть специалист по изготовлению бомб. Сегодня "собственная работа", похоже, кусает целую страну.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

498


Актуально