19 Апреля 2024

Пятница, 11:31

ЭХО ПРОВАЛИВШЕГОСЯ ПЕРЕВОРОТА

Турция охвачена серьезными процессами, способными изменить ее внешнеполитический курс

Автор:

01.08.2016

Турция переживает судьбоносный момент своей современной истории. Провал попытки военного переворота обещает окончательно закрепить приоритет гражданской власти в политической системе кемалистского государства.

 

Чрезвычайное положение

Официальная Анкара обвиняет в организации попытки государственного переворота проживающего долгие годы в США мусульманского проповедника Фетуллаха Гюлена. Судя по заявлениям турецких властей, именно находящаяся под влиянием Гюлена часть армейского командования посягнула на конституционный порядок в стране в целях легитимации так называемого параллельного государства, о наличии которого неоднократно за последние годы сокрушался президент Турции Реджеп Тайиб Эрдоган.

Согласно официальным данным, в результате попытки военного переворота в Турции погибли 246 человек, не считая самих мятежников. Более двух тысяч человек получили ранения.

В Турции объявлен режим чрезвычайного положения. За считанные дни, последовавшие после попытки переворота 16 июля, от работы отстранены около 70 тысяч граждан, занятых в самых различных сферах деятельности. Не менее 12 тысяч военнослужащих, среди которых свыше сотни генералов и адмиралов (треть всего командного состава армии), арестованы по подозрению в причастности к попытке государственного переворота. Общее число задержанных после путча, как заявил президент Эрдоган, превысило 13 тысяч человек. В их числе более 1300 полицейских, свыше 2000 судей, около 700 прокуроров. Арестованы и 283 солдата президентской гвардии - военной структуры, о полном роспуске которой объявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым. Турецкие спецслужбы задержали также помощника Фетуллаха Гюлена Халиса Ханджи, который, согласно распространенным в СМИ сообщениям, прибыл в страну за несколько дней до путча.

Еще один штрих введенного в Турции режима чрезвычайного положения - признание недействительными более 10 тысяч загранпаспортов турецких граждан в связи с вероятностью побега их владельцев из страны.

Режим чрезвычайного положения предоставляет право президенту и правительству Турции вводить новые законы без одобрения парламента. Эрдоган заявил, что введение чрезвычайного положения соответствует Конституции и он, как президент и главнокомандующий, будет работать вместе с военными, чтобы освободить Турцию от "вируса". Глава государства дал понять, что аресты будут продолжаться. В рамках чрезвычайного положения Эрдоган подписал закон, продлевающий срок заключения под стражу без предъявления обвинений до 30 дней. Кроме того, президент Турции поручил закрыть более тысячи частных школ и 15 негосударственных вузов, прекратить деятельность 1229 благотворительных обществ и фондов, 35 медицинских учреждений, 19 профсоюзов, федераций и конфедераций.

Правительство Турции предупреждает: режим ЧП введен на три месяца, однако, при необходимости, он будет продлен сверх объявленного срока. Похоже, вероятность продления этого срока велика, так как Эрдоган, во-первых, не исключил новую попытку военного переворота в Турции, а во-вторых, сослался на пример Франции, где режим ЧП сохраняется с ноября прошлого года из-за сотрясающих эту страну терактов.

Эрдоган обратился к народу Турции с призывом сохранять спокойствие по поводу сложившейся ситуации. Пообещав очистить все государственные структуры от сторонников Гюлена, он выразил уверенность в том, что "Турция избавилась от болезни и идет на поправку".

Очевидно, Эрдоган постарается использовать провалившийся путч как еще один аргумент в пользу давно вынашиваемой им идеи усиления властных полномочий главы государства, преобразования Турции из парламентской в президентскую республику.

 

Реакция мира

Между тем попытка военного переворота в Турции вызвала громкий резонанс в мировом масштабе. Реакция ведущих глобальных центров на события в Турции, вне всяких сомнений, серьезно повлияет на характер их дальнейших взаимоотношений с официальной Анкарой. Особое значение в этой связи будет иметь то, в каком русле будет турецко-американский диалог.

Глава Турции недвусмысленно выражает недовольство позицией США, не выдающих Анкаре проживающего на их территории Гюлена. В ответ администрация президента США Барака Обамы пытается всячески демонстрировать свою готовность оказать всестороннюю помощь в расследовании попытки госпереворота в Турции. Однако американский лидер, делая акцент на необходимость расследования попытки переворота в соответствии с "демократическими процедурами", косвенно выражает свое несогласие с мерами турецкого руководства в этой сфере. Эти меры, на взгляд Вашингтона и других западных центров, носят чрезмерно жесткий характер. Поэтому многие эксперты предрекают похолодание и даже серьезный разлад в американо-турецких отношениях. Его симптомы ощущаются даже в нашумевшем заявлении Эрдогана, из которого следует, что страна, давшая убежище Гюлену и отказывающаяся выдать его Анкаре, не может считаться отныне другом Турции.

Еще большее отчуждение назревает в диалоге между Турцией и Евросоюзом. После того как Эрдоган лично заявил о необходимости восстановления в Турции смертной казни, дав понять о своем намерении добиться физического уничтожения мятежников, Брюссель фактически поставил вопрос о невозможности дальнейшего движения Анкары в сторону Европы. Поскольку, как заявили еврокомиссары Федерика Могерини и Гюнтер Эттингер, членство в Евросоюзе и смертная казнь несовместимы.

В условиях, когда диалог Турции с Западом принял весьма непредсказуемый характер, отчетливо видны знаки ожидаемого потепления отношений Анкары с Тегераном и Москвой, однозначно осудившими попытку военного переворота в Турции. В телефонном разговоре с президентом Ирана Хасаном Рухани Эрдоган подчеркнул: "Мы настроены в сотрудничестве с Ираном и Россией рука об руку решать региональные проблемы и значительно усилить наши шаги по возвращению в регион мира и стабильности". Этот посыл имеет особенное значение в контексте российско-турецкого диалога, начавшегося после известного послания Эрдогана своему российскому коллеге Владимиру Путину.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о неприемлемости антиконституционных переворотов и выразил готовность Москвы к продолжению работы с законно избранным руководством Турции. Это - явный сигнал о намерении России восстановить, как минимум, добрососедские отношения с Турцией, испортившиеся после трагического инцидента со сбитым бомбардировщиком Су-24. 

 

Братская поддержка

В момент, когда народ Турции переживает столь драматический период в своей истории, солидарность с ним выражает и братский Азербайджан. Позвонив президенту Турции Эрдогану, глава нашего государства Ильхам Алиев решительно осудил попытку военного переворота и подчеркнул, что Азербайджан, как всегда, рядом с братским турецким народом и государством. Азербайджанский лидер выразил уверенность в том, что отныне никакая сила не заставит Турцию свернуть с пути демократии и развития.

Комментируя ситуацию, заместитель руководителя администрации президента Азербайджана, заведующий отделом внешних связей Новруз Мамедов заявил: "Мы все, как и президент Ильхам Алиев, с беспокойством следили за процессами в Турции. Беспокоился весь Азербайджан, что естественно. Это - попытка государственного переворота, направленная против воли и выбора турецкого народа". Мамедов напомнил о дружественных и братских отношениях между Азербайджаном и Турцией. "А это означает, что Азербайджан всегда рядом с Турцией. Турция уже не та, что была. Подобные попытки переворотов уже не могут быть реализованы, и общество не воспримет их. Во главе Турции сегодня стоят демократически избранные народом президент и правительство. Народ поддерживает их, стоит за ними. Думаю, в Турции эта попытка переворота запомнится как последняя в истории", - подчеркнул высокопоставленный представитель официального Баку.

Убедительный сигнал о готовности Азербайджана укреплять стратегическое союзничество с Турцией - указ президента Ильхама Алиева, разрешающий Вооруженным силам Турции использовать объекты в военном городке "Гызыл Шярг" и терминал на военном аэродроме вблизи Баку, в поселке Тагиева. СМИ ряда стран не преминули использовать этот факт для распространения информации о том, что, якобы, на территории Азербайджана создается турецкая военная база. Однако, как заявил заместитель министра обороны Азербайджана, командующий ВВС генерал-лейтенант Рамиз Тахиров, "информация, распространенная в СМИ о создании на территории Азербайджана военной базы какого-либо иностранного государства, не имеет никаких оснований и не соответствует действительности". Он напомнил, что аэродром, расположенный в поселке Тагиева, используется с 1999 года для отправки азербайджанских военнослужащих в страны, где осуществляются международные миротворческие миссии. Поскольку отправка наших военнослужащих в Афганистан и доставка их обратно в Азербайджан осуществляются транспортными самолетами ВВС Турции, данный аэродром и передан в аренду аппарату военного атташе Турции. Несмотря на все провокационные выпады недоброжелателей Турции и ее союзничества с Азербайджаном, очевидно, что роль Анкары в южнокавказской геополитике будет возрастать. И, судя по всему, укрепление статуса Турции как одного из крупнейших региональных игроков, стремящегося реализовывать независимую от глобальных центров политику, отвечает и интересам других великих соседних стран, традиционно имеющих свои интересы на Кавказе. Провал попытки госпереворота в Турции может придать новый импульс тренду усиления позиций Анкары на международной арене.

 

 

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

15 по 16 июля 2016 года в Турции часть военных предприняла попытку совершить военный переворот в стране, взяв под свой контроль ряд стратегически важных объектов в больших городах. События начались вечером 15 июля, когда президент Турции Реджеп Тайиб Эрдоган отдыхал в Мармарисе. Эрдоган успел покинуть отель незадолго до того, как тот подвергся штурму путчистами.

В ночь на 16-е и утром того дня в Анкаре истребители F-16 совершили авиаудары по президентскому дворцу и зданию парламента, утром того же дня эти здания штурмовали танки. Одновременно путчисты взяли под контроль международные аэропорты в Стамбуле и Анкаре, мосты через Босфорский пролив в Стамбуле, здание правящей партии в Анкаре, различные госучреждения и главные офисы телекомпаний. Сообщалось о пожаре в здании Национальной разведывательной организации. В своем телеобращении мятежники заявили, что Генштаб вооруженных сил взял власть в стране в свои руки, а турецкое руководство отстранено от власти. Путчисты объявили военное положение и комендантский час. 

Президенту Эрдогану удалось выйти в телеэфир через одну из незахваченных на тот момент телекомпаний с заявлением о незаконности военного переворота и призывом к сторонникам выйти на улицы Анкары и Стамбула для противодействия путчистам, что и было осуществлено народными массами. Благодаря тому, что вся полиция и часть армии страны остались верны правительству, а также массовой поддержке народа и духовенства путчистам не удалось удержать захваченные объекты и власть, а используемая ими боевая авиация была сбита. Часть мятежников была уничтожена на местах, несколько человек бежали на вертолете в Грецию.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

380


Актуально