25 Апреля 2024

Четверг, 14:03

ЯДЕРНЫЕ ТВИТЫ ТРАМПА

Ужесточившаяся риторика нового президента США в отношении Ирана может еще больше ухудшить ситуацию на Ближнем Востоке

Автор:

15.02.2017

В прошлом году частичная отмена санкций позволила экономике Ирана вырасти на 4%. Для сравнения, в 2012-м темпы роста иранской экономики снизились до 0,4%. В 2017 году, по прогнозам МВФ, рост должен составить 6%. Однако такого результата, скорее всего, достичь будет крайне сложно. Потенциальные инвесторы, особенно крупные международные корпорации, начали сомневаться в безопасности вложений в иранскую экономику.

"Золотая лихорадка закончилась", - приводит слова одного из бизнесменов британский журнал The Economist. Можно добавить: не успев и начаться!

 

Споры вокруг ракет

29 января на полигоне к востоку от Тегерана была испытана баллистическая ракета средней дальности, которая пролетела около 600 км.

Американские источники уверяют, что 4 февраля иранская армия снова провела пробный запуск ракеты, на этот раз малой дальности - до 50 километров. Министерство обороны ИРИ опровергает это. Со слов военного министра генерала Хосейна Дехгани, американские заявления о новых ракетных испытаниях Ирана являются сфабрикованными. Правда, объяснения его выглядят немного туманно: "Во-первых, этого не произошло. Во-вторых, даже если это и сделано, это не касается американцев". Кроме того, он сказал, что ракетная программа Ирана заранее спланирована и "направлена на поддержание обороноспособности страны".

Программа запусков баллистических ракет, если она, конечно, есть, держится в секрете, но за последние полтора года эти испытания далеко не единственные. Да иранская сторона и не отрицает их (в частности, признав запуск, совершенный 29 января), отмечая, что они не являются нарушением международного ядерного соглашения, заключенного летом 2015 года Тегераном с шестью странами (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия).

Работа над этим соглашением продолжалась без малого 12 лет. Санкции же против Ирана из-за его ядерной программы впервые были введены в 2006 году и из года в год ужесточались. Под натиском социальных и экономических проблем в стране верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2013 году принял решение поддержать на президентских выборах Хасана Рухани, выступавшего за налаживание диалога с Западом. К тому же этот политик в начале 2000-х годов участвовал в международных переговорах по ядерным проблемам, а значит, тему знает не понаслышке.  

Уже в ноябре 2013 года было заключено промежуточное соглашение. Благодаря уступкам в свертывании своей ядерной программы Ирану позволили нарастить экспорт нефти и разморозили часть его денег, хранившихся в европейских банках.

И, наконец, 14 июля 2015 года состоялось подписание Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана (СВПД). 

Тегеран взял на себя обязательство сократить число центрифуг с     19 до 5 тыс., снизить степень обогащения урана до безопасного уровня в 3,67% и уменьшить запасы обогащенного урана с 10 тонн до 300 кг. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) получило возможность всестороннего мониторинга в течение 15-25 лет.

Кроме того, Ирану ставят ограничения в приобретении обычных вооружений, ракетных технологий и компонентов для производства баллистических ракет. Но не запрещается проводить самостоятельную разработку любого вида оружия, за исключением, конечно, ядерного.

Тегеран также призвали не вести разработки, связанные с баллистическими ракетами. Однако в тексте резолюции прямых требований нет. Иранская пресса утверждает: факт того, что ракетная программа ИРИ не имеет отношения к условиям ядерной сделки, подтвердила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Она координирует работу комиссии, которая следит за выполнением данного соглашения.

Да и администрация Белого дома признала, что испытания, проведенные 29 января, не являются прямым нарушением договора, но разрушают его дух. 

 

Запрет на сотрудничество

С января 2016 года санкции, касавшиеся ядерной программы ИРИ, полностью сняли лишь страны ЕС. США отменили их частично. 

15 декабря прошлого года законопроект о продлении санкций на    10 лет, одобренный обеими палатами Конгресса, но не подписанный президентом Бараком Обамой, вступил в силу. 

На днях министерство финансов США, обвинив власти Ирана в нарушении резолюции Совбеза ООН и оказании "материальной поддержки" террористическим группам, расширило санкционный список. В него вошли 13 частных лиц и 12 коммерческих компаний из Ирана, Китая, Ливана и ОАЭ, которые обвиняются в предоставлении Тегерану технологий и материалов, необходимых для развития программы по созданию ракетного оружия. Есть еще и т.н. "вторичные санкции", согласно которым любые компании и частные лица, вступившие в деловые отношения с фигурантами "черного списка", также могут оказаться под американскими санкциями.

Надо сказать, что Дональд Трамп в ходе своей предвыборной программы все время называл Иран "террористическим государством", а договоренности с Тегераном "худшими из тех, по которым когда-либо велись переговоры" и грозился отменить их, пусть и в одностороннем порядке. 

Пытаясь предотвратить такое развитие событий, 37 ведущих американских ученых в начале января обратились к избранному президенту с призывом не отказываться от соглашения по ядерной программе Ирана. Авторы обращения, среди которых один из создателей водородной бомбы физик Ричард Гарвин и лауреат Нобелевской премии по физике Джером Фридман, уверены: "СВПД резко снизил опасность того, что Иран внезапно сможет произвести значительное количество материалов, необходимых для производства ядерного оружия".

Беспокоит этот вопрос и союзников США. "Выполнение ядерной сделки с Ираном остается одним из приоритетов ЕС. Администрация США меня заверила в намерениях в полной мере придерживаться выполнения соглашения", - заявила на днях Федерика Могерини.

Есть все основания предполагать, что санкции, введенные 3 февраля, готовились задолго до запуска ракеты в Иране - это послужило лишь оперативным поводом для их огласки. 

Еще 2 декабря прошлого года Financial Times сообщила, что команда Трампа изучает вопрос о введении дополнительных санкций против Ирана. По информации газеты, новая администрация будет оказывать давление на Тегеран для того, чтобы вынудить его сократить поддержку вооруженных формирований на Ближнем Востоке. 

Действия иранских военных именно в это время тоже нельзя назвать случайными. В Иране, как и в США, далеко не все с энтузиазмом воспринимают ядерную сделку, и не исключено, что имела место провокация со стороны оппозиции президенту Рухани. 19 мая пройдут президентские выборы в этой стране, и внутриполитическая борьба обостряется.

 

Обманутые "реформаторы"

Сторонники жесткой линии еще не определились со своим кандидатом на пост президента Ирана. Однако консерваторы склоняются к поиску претендента с военным бэкграундом. Если генерал Касем Сулеймани (командующий спецподразделением "эль-Кудс", входящим в состав Корпуса стражей исламской революции) выставит свою кандидатуру, он может победить, полагают в окружении высшего руководителя Ирана аятоллы Хаменеи, исходя из усилившихся антиамериканских настроений в обществе.

10 февраля Иран отмечал годовщину исламской революции 1979 года, и в этом году ее празднование стало одним из самых массовых. Причиной тому неоднократные провокационные заявления нового президента США. Высказывания Трампа, особенно его твит "Иран играет с огнем - они не оценили, насколько президент Обама был добр к ним. Я не такой!", вызвали в стране бурю негодования.

Так называемые "реформаторы", приложившие в свое время немало усилий для того, чтобы убедить руководство страны демонтировать ядерную программу, чувствуют себя обманутыми. В частности, министр иностранных дел Джавад Зариф, главное действующее лицо на переговорах, заявил, что Иран ждут тяжелые времена. А бывший президент Ирана Мохаммад Хатами (1997-2005), ратовавший в свое время за установление более тесных связей со странами Запада, призывает реформаторов присоединиться к сторонникам жесткой линии и осудить действия США.

Жесткая риторика Трампа по отношению к Ирану находит, конечно, поддержку в арабском мире, но чревата серьезными осложнениями ситуации на Ближнем Востоке. Ведь Иран в полной мере воспользовался теми деструктивными процессами, которые сотрясали этот регион последние шесть лет, чтобы расширить здесь свое политическое и военное влияние.

Эксперты американского Института по изучению войны (Institute for the Study of War) пришли к заключению, что Иран обладает силами быстрого развертывания, способными за короткое время захватить территории, расположенные за сотни километров от границы. Таким образом, утверждает ISW, военный потенциал Ирана фундаментально изменил стратегический баланс сил во всем Ближневосточном регионе. 

Многих, в том числе и ближайших союзников, крайне насторожила реакция президента США на сообщение о проведении Ираном испытаний баллистической ракеты. На заданный ему вопрос о вероятности военного ответа президент США ответил, что "ничто не исключено". 

Нет данных о том, что в Белом доме уже разрабатывается какая-то стратегия относительно силового давления на Тегеран. В этом, в принципе, пока не заинтересован и сам Вашингтон, считающий своей первоочередной задачей на Ближнем Востоке борьбу с террористами "Исламского государства". Иран же, приятно это США или нет, является союзником в этой войне. 

Однако взаимное недоверие и враждебный настрой, подогреваемые с обеих сторон, могут привести к глобальным потрясениям. А потому большой бизнес и говорит о конце иранской "золотой лихорадки".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

349


Актуально