25 Апреля 2024

Четверг, 11:23

"ФОРМУЛА УСПЕХА" САРГСЯНА

"Спасательный круг" Карапетяна, "золотые горы" Царукяна и $40 за голос определили исход парламентских выборов в Армении

Автор:

15.04.2017

Ввиду предсказуемости итогов прошедшие 2 апреля парламентские выборы в Армении с самого начала не обещали какой-либо интриги. Результаты голосования представляли интерес лишь с той точки зрения, что эти выборы стали первыми после конституционных реформ 2015 года, предусматривающих переход к парламентской форме правления после истечения срока полномочий действующего главы государства. То есть теоретически в следующем году вся полнота власти должна перейти к законодательному органу. 

Именно парламент будет избирать президента, который должен быть наделен лишь представительскими функциями. Парламент также будет назначать премьер-министра и состав правительства. Вооруженные силы страны будут подчиняться правительству, а во время войны премьер-министр станет главнокомандующим. 

Проправительственные политологи и аналитики пытались преподнести вышеуказанный процесс как еще один шаг к либерализации и демократии. Однако с самого начала разговоров о реформах было ясно, что этим маневром Cерж Саргсян пытается продлить свою власть уже в обличье премьер-министра, поскольку в этой должности он сможет руководить страной ровно столько, сколько сможет контролировать парламент. Таким образом, прошедшие парламентские выборы в Армении зафиксировали политическую силу, которая впредь будет определять внутреннюю и внешнюю политику страны. 

Помимо конституции и формы правления в Армении также поменяли закон о выборах, изменив его так, что процесс голосования до конца никто не понял, включая и ЦИК. А все дело в том, что кроме общих партийных списков в избирательных округах имелись еще и так называемые рейтинговые списки представителей партий и блоков. 

Не менее удивляет и то, что все избирательные участки работали только внутри страны, то есть граждане Армении, находящиеся за пределами страны, были лишены возможности голосовать, а таковые, по самым скромным подсчетам, составляют треть всего населения. Понять людей, принявших это решение, можно, ведь нелогично ждать поддержки у людей, которые по тем или иным причинам покинули страну. Они уже проголосовали, и проголосовали ногами. 

Ну а для сотрудников дипломатических миссий была придумана электронная система голосования, которой, по данным ЦИК, воспользовалась всего тысяча человек. Вообще следует отметить, что внедрение электронных технологий, профинансированных Евросоюзом и США, было еще одним своего рода "новшеством" этих выборов. Еще до них заместитель председателя правящей Республиканской партии Армении Армен Ашотян заявил: "В политическом плане мы осуществляем технологическую революцию. Мы - одна из немногих стран, где внедряется сверхсовременная избирательная система, лучшая не только с правовой точки зрения, но и достаточно сложная по своим техническим решениям. При таком подходе понятно, что тысячи технических устройств, камер видеонаблюдения, устройств по идентификации личности могут иногда не работать". Однако хваленная Ашотяном "технологическая революция" просто провалилась с самого начала выборов - с различных избирательных участков начали поступать сигналы о неисправности устройств, предназначенных для распознавания отпечатков пальцев избирателей. Даже старания президента Саргсяна не увенчались успехом, и его вынудили засунуть все пальцы в эту игрушку, которую уже успели преподнести чуть ли не как последнее слово техники. Однако все попытки оказались тщетными: прибор не захотел идентифицировать ни один из пальцев президента.

Один из российских журналистов, следивший за всем происходящим, не выдержал и спросил у Саргсяна, как долго это будет длиться. Ответ был достаточно емким: "Это не в моей компетенции". Неудачи продолжались и после того, как президент представил свой паспорт комиссии, чтобы уж как-то изъявить свою политическую волю. Однако и тут возникли трудности - технологическая система упорно не признавала президента Армении. Такой же казус случился и с другими политическими лидерами: первым президентом Армении и лидером Армянского национального конгресса Левоном Тер-Петросяном и одним из лидеров блока "Оганян - Раффи - Осканян", экс-главой МИД Варданом Осканяном. 

Как бы то ни было, по итогам выборов правящая РПА получила 49,17% голосов и возможность иметь конституционное большинство (58 мандатов из 105). За ней следует блок Царукяна, получивший 27,35% голосов и 31-е место соответственно. У блока "Елк" ("Выход") - 7,78% голосов - 9 кресел в новом парламенте. Партия АРФД "Дашнакцутюн" тоже смогла попасть в законодательный орган Армении, получив 6,58% голосов избирателей. У дашнаков будут 7 депутатов в парламенте. По данным ЦИК страны, явка избирателей составила 60,86%.

Какие же причины и факторы повлияли на исход парламентских выборов в Армении? 

Во-первых, никто не отменял колоссальный административный ресурс, который был широко использован правящей партией. Как во время предвыборной борьбы, так и во время голосования администрации районов и городов весьма уверенно воздействовали на выборы. Другим немаловажным аспектом можно назвать "психологический фактор". Дело в том, что год назад, 2 апреля 2016 года, началась "четырехдневная война". Тогда после очередной армянской провокации ВС Азербайджана перешли в контрнаступление и нанесли сокрушительный удар по оккупационным войскам по всей линии фронта. Случайно или нет, но день выборов совпал именно с годовщиной этой даты, и руководство Армении старалось по максимуму воспользоваться этим, чтобы как можно больше напугать свой электорат. Были слышны призывы вроде: "Если вы не выберете нас, то азербайджанские войска дойдут до Севана или до Еревана". РПА пыталась демонстрировать себя в роли защитника армянской нации. 

"Спасательным кругом" в руках правящей партии во время выборов выступил премьер-министр Карен Карапетян. Именно его усилиями РПА в какой-то степени избавилась от определенной части наиболее одиозных и противных армянскому обществу политических фигур с откровенно криминальным прошлым и настоящим. Во время предвыборной кампании Карапетян также обещал привлечь в страну многомиллиардные инвестиции, говорил о каком-то не то клубе, не то фонде российских инвесторов. Однако как российские, так и армянские аналитики сразу же окрестили эти обещания Карапетяна "воздушными замками". 

Понятно, по поводу клуба российских инвесторов, что речь идет о паре десятков армянских предпринимателей России, руководит которыми однофамилец премьер-министра Армении, глава группы "Ташир" Самвел Карапетян. Большая часть его бизнеса уже находится в Армении. Это торгово-развлекательные центры, сеть ресторанов и так далее. Главное же - это электрические сети Армении, которые каким-то чудесным образом входят в его собственность, осевшую где-то в одном из кипрских оффшоров. Иными словами, говоря об аморфных перспективах грандиозных капиталовложений, армянский премьер конкретно не указал, какие именно сферы экономической деятельности они затронут. Наверное, по той причине, что таких сфер уже попросту не осталось. 

Как бы то ни было, используя западные технологии и относительно менее запятнанную репутацию, Карапетян смог стать "лицом" партии и помочь ей добиться победы. Однако в будущем он может стать нешуточной угрозой для лидера РПА, президента Саргсяна. Спасая сегодня Саргсяна и помогая ему, завтра Карапетян может войти во вкус власти и в следующем году, когда президент планирует руководить страной уже в качестве премьер-министра, составить тому серьезную конкуренцию. 

Среди новых "секретов успеха" правящей партии Армении особо выделяются голосование вместо отсутствующих в стране граждан и дача предвыборных взяток, в том числе раздача денег, продуктов и товаров, погашение долгов за услуги ЖКХ. Как местные, так и международные наблюдатели, среди которых инициатива "Гражданский наблюдатель", миссии БДИПЧ/ОБСЕ, Европарламента и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), а также посольство США в Ереване, единогласно подчеркнули масштабные случаи подкупа избирателей. 

Аналитики считают, что таким образом власти смогли воздействовать где-то на половину жителей столицы, а в регионах - на внушительное большинство. Невероятно, но факт: доведенный до нищеты политикой нынешних властей Армении, гражданин продает свой голос в среднем за 20 тысяч драмов, или за $40. "Я не согласен с тем, что был массовый подкуп и прочее. Да, подкуп был, но это была сделка по обоюдному согласию, и никто никого не принуждал. Если тут и есть преступление, то обоюдное. Так что общество достойно парламента, который само и избрало", - комментирует ход голосования армянский политолог Гагик Амбарян в интервью газете "Лрагир". 

Массовыми подкупами избирателей занималась и другая политическая сила - блок Царукяна, который стал вторым по числу занимаемых мест в новом парламенте. Наряду со случаями реального подкупа Царукян пытался также привлечь к своему блоку голоса грандиозными обещаниями. Так, в случае избрания бизнесмен пообещал привлечь в страну инвестиции в размере $15 млрд. Это гигантская для Армении сумма - ВВП страны составляет всего $10,4 млрд. Ни для кого не секрет, что Царукян имеет широкие связи в бизнес-кругах, в том числе и зарубежных, однако каким образом он будет привлекать эти инвестиции, предприниматель не раскрыл. Также непонятно, почему ранее он этого не сделал, раз у него была такая возможность. 

На наш взгляд, в "формуле успеха" Царукяна немалую роль играют его неоднозначные взаимоотношения с руководством Армении. Будучи лидером партии "Процветающая Армения" и называя себя "альтернативой власти", Царукян увлекся оппозиционными высказываниями и, перейдя "красную черту", после единственного замечания президента вынужден был покинуть политическое поле. Однако за несколько месяцев до выборов он вновь оказался полезным властям и благодаря своим финансовым ресурсам заполнил политическую нишу, завоевав голоса избирателей, сильно разочарованных политикой как властей, так и оппозиции. Можно с уверенностью предположить, что в новом парламенте политический блок Царукяна будет изображать оппозицию, но вести при этом себя послушно и покладисто. 

Прозападному блоку "Елк" тоже отведена роль своего рода "карманной оппозиции". Политическая биография его лидера Никола Пашиняна дает основание считать его больше мастером закулисных игр и "медиа-киллерства", нежели каким-то идеологом. Пропуском блока "Елк" в парламент аналитики считают попытку президента Саргсяна продемонстрировать некий политический плюрализм и демократичность в управлении страной. Присутствие блока в парламенте может быть уступкой западным кураторам и европейским финансовым структурам, в помощи которых очень часто и сильно нуждается Армения. 

Говоря о финансовой помощи Армении, невольно вспоминается армянская диаспора, которая тоже участвовала в этих выборах. Но участвовала она в качестве наблюдателя - "десантов" в лице канадского режиссера армянского происхождения Атома Эгояна, его жены, актрисы Арсине Ханджян, рок-певца Сержа Танкяна и других. Армянская пресса уже успела назвать их "бейрутским десантом", "ахпарами" (брат по-арм.). Если верить той же армянской прессе, настоящей целью "ахпаров" было довести до власть имущих ультиматум от диаспоры: основная политическая организация мирового армянства - АРФ "Дашнакцутюн" должна попасть в парламент! Естественно, Саргсян не мог не исполнить данный заказ, и проход в законодательный орган дашнаков с минимальными показателями многие объясняют именно этим. Тем более что у РПА нет оснований каким-то образом бояться "Дашнакцутюн", ведь между двумя партиями существует соглашение о сотрудничестве. Хотя и было смешно наблюдать за тем, как "самая старейшая партия армян" вынуждена была довольствоваться меньшинством. Но все же диаспору не обидели, ибо в противном случае можно было поплатиться политической карьерой, как это в свое время случилось с первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. 

Кстати, он выстроил свою предвыборную кампанию на вопросе урегулирования карабахской проблемы и установления добрососедских отношений с Азербайджаном и Турцией. В бытность главой государства он часто говорил о том, что без урегулирования карабахской проблемы развитие Армении и ее становление как государства невозможны. Вместе с тем не следует забывать, что оккупация азербайджанских земель началась именно во время президентства Тер-Петросяна, и роль "голубя мира" ему не очень подходит. Как бы то ни было, возглавляемый им политический блок так и не попал в парламент, а свой проигрыш он объяснил следующим образом: "В стране, где львиная доля национального богатства сосредоточена в руках узкого круга людей, а народ пребывает в нищете, ожидать иного исхода выборов было бы политической безграмотностью". Эти выборы, скорее всего, стали последними в политической жизни первого президента Армении, а его результаты еще раз продемонстрировали, что армянское общество не готово к миру и нормальным отношениям со своими соседями. 

Резюмировать анализ парламентских выборов в Армении можно, процитировав того же Левона Тер-Петросяна: "Нам остается ждать, как РПА, ППА, АРФД и "Елк" тигриным полетом будут развивать экономику Армении, обеспечат миллиардные потоки инвестиций, усилят армянскую армию, остановят растущую эмиграцию и урегулируют стоящую перед нашим народом главную задачу - карабахский конфликт".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

392


Актуально